(495) 925-77-13 Благотворительный фонд русское православие ИНСТИТУТ ХРИСТИАНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Ректор об Институте 2
Мы вместе: единство в разнообразии. Вернер Май

Журнал EMCAPP  № 1 2012 год

Развитие христианской психологии

Вряд ли можно точно установить, кто и когда впервые  официально употребил термин «христианская психология». Немецкий богослов Франц Делич (Franz Delitzsch ) опубликовал в 1855 г. книгу «Система библейской психологии». «Христианская психология» Джеймса Сталкера (James Stalker), датируется, вероятно, 1914 годом. «Руководство по христианской психологии» Линдера Кизера (Leander Keyser) появилось в 1928 г. Все три автора были богословами, двое последних – американцами.

Время от времени создавались ассоциации христианских психологов, т.е. психологов, считавших себя христианами и  занимавших различные позиции в широком спектре психологической и  христианской мысли. Подобно другим авторам, писавшим на эту тему (включая Gary Collins, Larry Crabb) особо хотелось бы отметить Христианскую ассоциацию психологических исследований (CAPS), существующую в США с 1956 года.

 Однако, в течение долгого времени шли споры – существует ли в действительности христианская психология.

В 1986 г. была основана IGNIS – немецкая Ассоциация христианских психологов. В 2001г.  был создан Институт христианской психологии в ЮАР. Затем последовало создание Общества христианских психологов в США в 2003 г. Все три организации были основаны психологами. В тот же период времени взаимный обмен идеями и специалистами в странах Европы привел к официальному созданию Европейского Движения Христианских Антропологов, Психологов и Психотерапевтов.  Следующим шагом будет основание Всемирного Движения.

 

Практическая психология

Психология – это не только наука (См. вставку «Вопрос истины»),  которая  изучает человеческий опыт и поведение  теоретически, давая ориентиры для практики и исследуя влияние высших структур на низшие, как это делается в других научных сферах. Психология изначально обрела свое место среди наук, следуя путем практики.

Во многих странах психология служит обществу, помогая в решении задач, изначально стоящих перед социальными службами и сферой здравоохранения. В этом видится  частичное пересечение с  основным христианским призывом: «исцелять сокрушенных сердцем» и «благовествовать нищим».

Это почти неизбежно ведет к контакту психологии с христианской верой, к  взаимному обмену не только в области теории и идеологии, но также и на прагматическом и практическом уровне. Привлекательность психологии (любого уровня сложности) заключается в ее способности к дифференциации,   в ее притязаниях на обладание истиной, основанной на вере западного общества и политических кругов в науку, а также на возможности психологии помогать и исцелять.

Хотя психология до настоящего времени не полностью преуспела в этой области (см. Исследования по психотерапии).

Например, некоторые христианские подходы в терапии, заявляющие о практической легитимизации, оказались как раз  довольно далеки от конкретных проблем, возникающих в индивидуальной практике. Они выглядят более идеологическими, чем практическими, односторонними, негибкими и имеющими мало практического опыта.

 

Христианская психология

Питер Хюбнер, бывший научный директор Института ИГНИС, который умер в 2003 г., писал в 90-е годы: «Необходимо глубже исследовать связь науки и мировоззрения, связь психологии с концепцией человека. Любая наука, особенно наука о человеке, развивается из определенного базового мировоззрения и ее нельзя понять вне концепции человека, которая ее сформировала.

Эти связь не всегда очевидна для  наблюдающих за научными выводами и открытиями, так как представления о человеке, лежащие в основе этих выводов, считаются общепринятыми, и упоминание о них – излишней формальностью.

Поэтому более честным и правильным подходом  было бы изначально определить то учение о человеке, которое берется за основу данной наукой.

«Христианская психология» – таким образом, просто соответствует признанию, что мы, как христиане, нуждаемся в психологии, которая изначально опирается на христианское понимание человека и мира, как в теории, так и на практике.»

 

Следующие тезисы, очерчивающие границы христианской психологии, имеют целью более точно определить именно христианский взгляд на мир и человека:

 

Психология, которая не рассматривает человека как свободную личность с присущими ей достоинством и ответственностью – не христианская психология.

Психология, которая не рассматривает человека, как укорененного в отношениях, не является христианской.

Психология, которая не признает человека как творение Божье и как соработника Богу – не христианская.

Психология, которая не принимает во внимание действенную Божию любовь – не христианская психология.

 

Христианскую психологию следует понимать, однако, не только в свете ее представлений о мире и человеке и ее научных концепций, но, в первую очередь, через живое присутствие Бога в Иисусе Христе посредством Духа Святого.

В практической христианской психологии используются не только  законы тварного мира, но и знание того, что в жизни мира  участвует Живая Личность Бога: всемогущая, вездесущая, всеведущая Троица, движимая безграничной любовью.

 

Мы идем рука об руку

Самое начало становления Европейского Движения  Христианских Антропологов, Психологов и Психотерапевтов относится к 1987 году. Движение первоначально объединяло психологов, а также врачей, богословов и философов, их целью было узнать друг друга как профессионалов и как учеников Христа, оказывать взаимную поддержку в области развития христианской психологии.

 В принципе, можно представить себе «бесконечное» количество сочетаний  разных видов христианской веры и психологических направлений. Если, с одной стороны, перечислить все психологические школы, которые оказали влияние на каждого из нас за время учебы, практики и в ходе профессионального развития – мы увидим среди них не только  хорошо известные основные школы, но и второстепенные их ответвления. Если, с другой стороны, мы рассмотрим наши богословские позиции: каждый из нас принадлежит к одной из  множества деноминаций или Церквей,  где, в свою очередь, принимает одно из различающихся богословских мнений. В результате мы получаем множество различных комбинаций религиозных убеждений и предпочтений в области психологии.

 В соответствии с этим, существует множество путей, на которых люди следуют за Христом и реализуют себя в области антропологии, психологии и психотерапии.

Такое разнообразие не обязательно означает отчужденность - угрожающую, пугающую  или противоречивую, но, скорее, удивительное сокровище, собранное другими людьми, с которыми я чувствую единство на глубинном уровне через совместный опыт благоговейного поклонения Богу.

Сокровище  это пробуждает во мне любознательность, не вызывая никаких сомнений, а скорее, побуждая «идти вперед». Мы идем рука об руку. На этом пути рождалась и рождается дружба, дающая нам почувствовать духовные измерения.

В конце своего земного пути среди людей  Христос называет себя нашим другом.(см. вставку «Святой Мина»).

Мы хотим общаться как друзья, как  профессионалы, и в то же время, видеть друг в друге братьев и сестер. Так мы следуем желанию нашего сердца, стремящегося к единству и дружбе.

Доверие и близкие личные отношения должны играть немаловажную роль в профессиональном обмене мнениями и в дискуссиях, являющих собой постоянную и  реально ощутимую черту нашего братства.

Мы идем рука об руку в единстве и различиях, поражаясь богатству наших христианских традиций, творчеству, развивающемуся несмотря на наши ограничения, радуясь нашему культурному разнообразию и уважая опыт, проблемы и ответственность каждого из нас.

Мы общаемся  между собою как друзья, и в то же время, каждый имеет право оставаться гостем.