Журнал EMCAPP № 1 2012 год
Развитие христианской психологии
Вряд ли можно точно установить, кто и когда впервые официально употребил термин «христианская психология». Немецкий богослов Франц Делич (Franz Delitzsch ) опубликовал в 1855 г. книгу «Система библейской психологии». «Христианская психология» Джеймса Сталкера (James Stalker), датируется, вероятно, 1914 годом. «Руководство по христианской психологии» Линдера Кизера (Leander Keyser) появилось в 1928 г. Все три автора были богословами, двое последних – американцами.
Время от времени создавались ассоциации христианских психологов, т.е. психологов, считавших себя христианами и занимавших различные позиции в широком спектре психологической и христианской мысли. Подобно другим авторам, писавшим на эту тему (включая Gary Collins, Larry Crabb) особо хотелось бы отметить Христианскую ассоциацию психологических исследований (CAPS), существующую в США с 1956 года.
Однако, в течение долгого времени шли споры – существует ли в действительности христианская психология.
В 1986 г. была основана IGNIS – немецкая Ассоциация христианских психологов. В 2001г. был создан Институт христианской психологии в ЮАР. Затем последовало создание Общества христианских психологов в США в 2003 г. Все три организации были основаны психологами. В тот же период времени взаимный обмен идеями и специалистами в странах Европы привел к официальному созданию Европейского Движения Христианских Антропологов, Психологов и Психотерапевтов. Следующим шагом будет основание Всемирного Движения.
Практическая психология
Психология – это не только наука (См. вставку «Вопрос истины»), которая изучает человеческий опыт и поведение теоретически, давая ориентиры для практики и исследуя влияние высших структур на низшие, как это делается в других научных сферах. Психология изначально обрела свое место среди наук, следуя путем практики.
Во многих странах психология служит обществу, помогая в решении задач, изначально стоящих перед социальными службами и сферой здравоохранения. В этом видится частичное пересечение с основным христианским призывом: «исцелять сокрушенных сердцем» и «благовествовать нищим».
Это почти неизбежно ведет к контакту психологии с христианской верой, к взаимному обмену не только в области теории и идеологии, но также и на прагматическом и практическом уровне. Привлекательность психологии (любого уровня сложности) заключается в ее способности к дифференциации, в ее притязаниях на обладание истиной, основанной на вере западного общества и политических кругов в науку, а также на возможности психологии помогать и исцелять.
Хотя психология до настоящего времени не полностью преуспела в этой области (см. Исследования по психотерапии).
Например, некоторые христианские подходы в терапии, заявляющие о практической легитимизации, оказались как раз довольно далеки от конкретных проблем, возникающих в индивидуальной практике. Они выглядят более идеологическими, чем практическими, односторонними, негибкими и имеющими мало практического опыта.
Христианская психология
Питер Хюбнер, бывший научный директор Института ИГНИС, который умер в 2003 г., писал в 90-е годы: «Необходимо глубже исследовать связь науки и мировоззрения, связь психологии с концепцией человека. Любая наука, особенно наука о человеке, развивается из определенного базового мировоззрения и ее нельзя понять вне концепции человека, которая ее сформировала.
Эти связь не всегда очевидна для наблюдающих за научными выводами и открытиями, так как представления о человеке, лежащие в основе этих выводов, считаются общепринятыми, и упоминание о них – излишней формальностью.
Поэтому более честным и правильным подходом было бы изначально определить то учение о человеке, которое берется за основу данной наукой.
«Христианская психология» – таким образом, просто соответствует признанию, что мы, как христиане, нуждаемся в психологии, которая изначально опирается на христианское понимание человека и мира, как в теории, так и на практике.»
Следующие тезисы, очерчивающие границы христианской психологии, имеют целью более точно определить именно христианский взгляд на мир и человека:
Психология, которая не рассматривает человека как свободную личность с присущими ей достоинством и ответственностью – не христианская психология.
Психология, которая не рассматривает человека, как укорененного в отношениях, не является христианской.
Психология, которая не признает человека как творение Божье и как соработника Богу – не христианская.
Психология, которая не принимает во внимание действенную Божию любовь – не христианская психология.
Христианскую психологию следует понимать, однако, не только в свете ее представлений о мире и человеке и ее научных концепций, но, в первую очередь, через живое присутствие Бога в Иисусе Христе посредством Духа Святого.
В практической христианской психологии используются не только законы тварного мира, но и знание того, что в жизни мира участвует Живая Личность Бога: всемогущая, вездесущая, всеведущая Троица, движимая безграничной любовью.
Мы идем рука об руку
Самое начало становления Европейского Движения Христианских Антропологов, Психологов и Психотерапевтов относится к 1987 году. Движение первоначально объединяло психологов, а также врачей, богословов и философов, их целью было узнать друг друга как профессионалов и как учеников Христа, оказывать взаимную поддержку в области развития христианской психологии.
В принципе, можно представить себе «бесконечное» количество сочетаний разных видов христианской веры и психологических направлений. Если, с одной стороны, перечислить все психологические школы, которые оказали влияние на каждого из нас за время учебы, практики и в ходе профессионального развития – мы увидим среди них не только хорошо известные основные школы, но и второстепенные их ответвления. Если, с другой стороны, мы рассмотрим наши богословские позиции: каждый из нас принадлежит к одной из множества деноминаций или Церквей, где, в свою очередь, принимает одно из различающихся богословских мнений. В результате мы получаем множество различных комбинаций религиозных убеждений и предпочтений в области психологии.
В соответствии с этим, существует множество путей, на которых люди следуют за Христом и реализуют себя в области антропологии, психологии и психотерапии.
Такое разнообразие не обязательно означает отчужденность - угрожающую, пугающую или противоречивую, но, скорее, удивительное сокровище, собранное другими людьми, с которыми я чувствую единство на глубинном уровне через совместный опыт благоговейного поклонения Богу.
Сокровище это пробуждает во мне любознательность, не вызывая никаких сомнений, а скорее, побуждая «идти вперед». Мы идем рука об руку. На этом пути рождалась и рождается дружба, дающая нам почувствовать духовные измерения.
В конце своего земного пути среди людей Христос называет себя нашим другом.(см. вставку «Святой Мина»).
Мы хотим общаться как друзья, как профессионалы, и в то же время, видеть друг в друге братьев и сестер. Так мы следуем желанию нашего сердца, стремящегося к единству и дружбе.
Доверие и близкие личные отношения должны играть немаловажную роль в профессиональном обмене мнениями и в дискуссиях, являющих собой постоянную и реально ощутимую черту нашего братства.
Мы идем рука об руку в единстве и различиях, поражаясь богатству наших христианских традиций, творчеству, развивающемуся несмотря на наши ограничения, радуясь нашему культурному разнообразию и уважая опыт, проблемы и ответственность каждого из нас.
Мы общаемся между собою как друзья, и в то же время, каждый имеет право оставаться гостем.
© 2010 Институт христианской психологии
Разработка сайта - «Арефа»