(495) 925-77-13 Благотворительный фонд русское православие ИНСТИТУТ ХРИСТИАНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Ректор об Институте 2
Комментарий на статью Вернера Мая «Исцеляющее «нет», пример христианской психологии». Жильберто Сафра

Комментарий на статью Вернера Мая «Исцеляющее «нет», пример христианской психологии».

Жильберто Сафра

 

Обращая наше внимание на исцеляющий потенциал умения говорить «нет», как предлагает Вернер Май в своей работе,

http://www.fapsyrou.ru/world_projects/stati_world_conferencelaquoistselyayushchee_laquonetraquo__1461/

мне кажется важным не упускать из виду христианскую антропологию, которая рассматривает человека как существо, наделенное свободой. Человек сотворен по образу Божию, и по своему предназначению призван к уподоблению Христу. С этой точки зрения очень важно, как показал Вернер Май в своей статье,  понимание того, какую роль играет «нет» в отношениях человека с Богом.

Для рассмотрения этого вопроса Вернер Май выбрал Десять заповедей. Каковы же могут быть значения «нет» в Священных заповедях?

 

Вернер Май указывает на огромное различие между принятием «нет» как проявления любви и заботы и усмотрением в нем только лишь запрета. Ключевые слова здесь – доверие и любовь. В этом случае «нет» становится одним из стражей нашей свободы.

Возможно ли обсуждать вопрос свободы, в то же время говоря, что для ее достижения необходимо послушание?

Дар свободы дает человеку возможность творчества. Однако, творчество, которое не считается с реальностью или с другими людьми может привести человека не только к безумию, но и к духовным болезням. Это один из парадоксов человеческой жизни: творчество возможно только с послушанием – Богу, реальности других людей, условиям существования человеческой жизни. Клинический опыт показывает, что  послушание, принятие  «нет» возможно, если любят того, к кому обращено исцеляющее слово, и если «нет» становится актом любви и уважения. Об этом Вернер Май говорит нам: «Исцеляющее «нет», «нет», которое создает и углубляет отношения и позволяет  облегчить и исцелить душевные раны.»

Возможен взгляд на проблему умения сказать «нет» с точки зрения послушания различным аспектам реальности: Богу, другому, реальности нашего внутреннего мира. Произнося «нет», мы не только устанавливаем границы, но в то же время уважаем границы уже существующие. Мы можем сказать, что слово «нет» - не только страж нашей свободы, но и один из важнейших стражей нашего этоса, образа Христа  в нас.

Я согласен с Вернером, что диалогическая перспектива – это наиболее походящий метод обсуждения вопроса «Исцеляющего «нет», ведь этот подход несет в себе наиболее существенный аспект христианской антропологии: Любовь.

Мы можем говорить «нет», проявляя заботу о другом, когда мы уважаем и считаемся с ним во всей его уникальности. Мы способны сказать «нет» с любовью и заботой, когда  можем сказать «да» в ответ на «Нет», произнесенное Тем, Кто есть Любовь, и Кто сказал: «"...кто любит Меня, тот соблюдает слово Моё; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придём к нему и обитель у него сотворим.»

 

Жильберто Сафра – профессор Института Психологии при Университете Сан-Пауло, Бразилия. Преподает психотерапию и психоанализ и занимается исследованиями  в области современной психопатологии и психологии религии. Представляет направление в психотерапии, которое рассматривает человека в его онтологической перспективе.