Комментарий на статью Вернера Мая «Исцеляющее «нет», пример христианской психологии».
Жильберто Сафра
Обращая наше внимание на исцеляющий потенциал умения говорить «нет», как предлагает Вернер Май в своей работе,
мне кажется важным не упускать из виду христианскую антропологию, которая рассматривает человека как существо, наделенное свободой. Человек сотворен по образу Божию, и по своему предназначению призван к уподоблению Христу. С этой точки зрения очень важно, как показал Вернер Май в своей статье, понимание того, какую роль играет «нет» в отношениях человека с Богом.
Для рассмотрения этого вопроса Вернер Май выбрал Десять заповедей. Каковы же могут быть значения «нет» в Священных заповедях?
Вернер Май указывает на огромное различие между принятием «нет» как проявления любви и заботы и усмотрением в нем только лишь запрета. Ключевые слова здесь – доверие и любовь. В этом случае «нет» становится одним из стражей нашей свободы.
Возможно ли обсуждать вопрос свободы, в то же время говоря, что для ее достижения необходимо послушание?
Дар свободы дает человеку возможность творчества. Однако, творчество, которое не считается с реальностью или с другими людьми может привести человека не только к безумию, но и к духовным болезням. Это один из парадоксов человеческой жизни: творчество возможно только с послушанием – Богу, реальности других людей, условиям существования человеческой жизни. Клинический опыт показывает, что послушание, принятие «нет» возможно, если любят того, к кому обращено исцеляющее слово, и если «нет» становится актом любви и уважения. Об этом Вернер Май говорит нам: «Исцеляющее «нет», «нет», которое создает и углубляет отношения и позволяет облегчить и исцелить душевные раны.»
Возможен взгляд на проблему умения сказать «нет» с точки зрения послушания различным аспектам реальности: Богу, другому, реальности нашего внутреннего мира. Произнося «нет», мы не только устанавливаем границы, но в то же время уважаем границы уже существующие. Мы можем сказать, что слово «нет» - не только страж нашей свободы, но и один из важнейших стражей нашего этоса, образа Христа в нас.
Я согласен с Вернером, что диалогическая перспектива – это наиболее походящий метод обсуждения вопроса «Исцеляющего «нет», ведь этот подход несет в себе наиболее существенный аспект христианской антропологии: Любовь.
Мы можем говорить «нет», проявляя заботу о другом, когда мы уважаем и считаемся с ним во всей его уникальности. Мы способны сказать «нет» с любовью и заботой, когда можем сказать «да» в ответ на «Нет», произнесенное Тем, Кто есть Любовь, и Кто сказал: «"...кто любит Меня, тот соблюдает слово Моё; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придём к нему и обитель у него сотворим.»
Жильберто Сафра – профессор Института Психологии при Университете Сан-Пауло, Бразилия. Преподает психотерапию и психоанализ и занимается исследованиями в области современной психопатологии и психологии религии. Представляет направление в психотерапии, которое рассматривает человека в его онтологической перспективе.
© 2010 Институт христианской психологии
Разработка сайта - «Арефа»