(495) 925-77-13 Благотворительный фонд русское православие ИНСТИТУТ ХРИСТИАНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Ректор об Институте 2
Природа отчаяния. Кршиштоф А. Войчежек

Журнал EMCAPP  № 1 2012 год 

стр. 26-31 

 

Доктор Кршиштоф А. Войчежек – Польша, магистр гуманитарных наук в области молекулярной биологии, этики. Доктор гуманитарных наук - философия, (ATK / UKSW), автор множества профилактических программ и проектов в Польше (таких, как «Ной», «Дебат», «Коррекция» и других.) Автор более чем 150 книг и статей по антропологии и профилактике (проблемы алкоголизма). Эксперт многих центральных организаций, редактор журналов. Преподавал во многих университетах, в настоящее время – доцент Высшей школы педагогики в Варшаве.

 

Природа отчаяния.

Кршиштоф А. Войчежек

 

Резюме: Данный философский/антропологический  анализ  отчаяния основан на  теории личных отношений в сопоставлении с теорией чувств  (Св. Фома Аквинский,  М.Гогач). Любая личностная встреча имеет двойственный эффект на двух различных уровнях: нематериальном (духовном/интеллектуальном) уровне  личных отношений и на материальном  – эмоциональном уровне. Личные отношения можно рассматривать как ответ на трансценденталии[1]: вера –  ответ на  истину, надежда – на благость, и любовь – ответ на реальность;  тогда как эмоции связаны с телом, его потребностями и условиями. Таким образом, реакция человека в межличностном общении включает два компонента – личные  отношения и эмоции. Отношения более важны, и эмоции в конечном итоге организуются и управляются личными отношениями. Когда мы оказываемся в ситуации разрушения личных отношений ( например, кризис в любви, смерть родственников, травма, наши эмоции (чувства) также дезорганизуются и крах отношений пагубно  действует на наше тело. Такое состояние мы называем отчаянием, которое в конечном результате приводит к смерти. Ситуация кризиса  любви в современном мире порождает малоизученный эффект глубокого чувства отчаяния, ощущаемого многими людьми. Дело в том, что у людей недостаточно знаний по антропологии,  малая осведомленность об устройстве человека ведет к недооценке опасности отчаяния. Отчаяние может проявляться различно, например, в алкогольной зависимости.

 

Введение:  Годы Первой Мировой войны, порт Остенда/Зеебрюгге в Бельгии. Британская разведка описывает этот порт как опасную базу немецких подлодок. 9 мая 1918 года британский военный корабль «Виндиктив» («Мстительный») с добровольцами на борту был взорван, чтобы заблокировать вход в порт. К несчастью, после войны выяснилось, что данные разведки были ошибочны. Смерть добровольцев оказалась ненужной.

Похожая ситуация складывается с отчаянием – это тоже своего рода ошибка. Оно не нужно.

  1. Что такое отчаяние?

Мы понимаем отчаяние не в том смысле, как описано у Кьеркегора и не в общепринятом значении. Это не разрушение наших планов или мечтаний, это и не горе; несмотря на то, что отчаяние часто присутствует в этих ситуациях.

Отчаяние  - это возможная реакция человека на разрушение человеческих отношений -  в случае смерти родственников или друзей и в некоторых других случаях, когда отношения разрываются ( адюльтер, отверженная любовь, ситуация, когда бросает любимый ).  Таким образом, отчаяние является возможным последствием кризиса  человеческой любви. Если чувства диссоциированы, то отчаяние способно убить человека ( полностью нарушить гомеостаз), так как особая роль чувств – защищать тело и  наши соматические потребности.

Три стадии отчаяния.

I – Потеря чувства безопасности.

Это значит, что любящий неожиданно осознает возможность потери  любви. Он пытается бороться за любовь. Эта стадия часто пробуждает зависть, гнев.

II - Потеря смысла жизни.

Любящий понимает, что отношения разрушены или что любовь невозможна. В отчаянии он утрачивает жизненные цели. Такое может быть, например, в случае смерти ребенка.

III – Исчезновение мотива самозащиты.

Отчаяние ведет к смерти, потому что больше нет защитной роли эмоций. Чувства или эмоции  сконцентрированы на личных взаимоотношениях - особой структуре, основанной на  актах бытия обоих любящих. В ситуации, когда мы решаем (или «чувствуем»), что нет возможности для любви, наше личное чувство любви не достаточно  активно, чтобы поддерживать наши чувства. Результатом  дезинтеграции  чувств становится смерть, потому что тело становится беззащитным. Человек в таком состоянии очень уязвим.. Почти любое тривиальное воздействие может разрушить его, повредить жизненную (биологическую) силу. Типичными проблемами в состоянии отчаяния становятся алкоголизм и наркотическая зависимость.

Польский философ-томист  Мечислав Гогач (из томистского круга Крапича, Войтылы, Камински в Люблинском Католическом Университете) утверждает, что отчаяние часто присутствует, когда люди утрачивают человеческую любовь и не обретают любви к Богу. Вообще говоря,  отчаяние основано на ошибке, касающейся природы человеческой любви. Человеческая любовь абсолютна. Сталкиваясь с ситуацией, когда  любовь невозможна с общепринятой точки зрения (как в случае, когда умирает любимый человек),  переживающий потерю в скорби думает (и чувствует), что вся его жизнь, его мир разрушены. Его вера не укоренена в Боге, в Божественной любви и присутствии.

  1. Отчаяние и структура человеческой любви.

Человеческая любовь всегда включает личные отношения и чувства одновременно. В состоянии отчаяния  мы не понимаем истинной природы человеческой любви. В частности, мы думаем, что кризис чувств означает кризис любви как личных отношений. В отчаянии мы думаем, что уже нет возможности для любви! Чтобы избежать отчаяния, нужно понять природу  любви как личного отношения, которое невозможно разрушить (без нашего собственного  на то сознательного решения).

 Любовь – это не просто чувство или эмоция. Любовь предполагает личные отношения - особый образ бытия двух реальных людей. Это ответ на реальность Другого, и она оказывает глубокое влияние на наше бытие, будучи его глубинной сущностью. Она предполагает процесс соотнесения одной личности с другой. И это возможно только для людей, а не для животных, так как только личность обладает духовной природой, нематериальным интеллектом и волей. (определение философа Боэция, V век).

Итак, у человеческой любви две составляющих: телесные чувства, направленные  на само существование и личные отношения, направленные на манифестации акта бытия (реальность). Чувства имеют собственную динамическую структуру: чувства (эмоции) всегда эгоистичны и нестабильны/динамичны; а личные взаимоотношения всегда альтруистичны и постоянны.

Человеческие эмоции, изучаемые психологами – это в действительности синтез чувств и отношений. Чувства находятся полностью внутри нашего бытия, отношения – «между» двумя индивидами. Отношения связывают нас более сильно, чем чувства, потому что чувства ориентированы только на особые черты Другого, связанные с нашими телесными потребностями. В общем, личные взаимоотношения известные  как любовь – это наш ответ трансцендентальной «реальности» ( одна из шести  трансценденталий  – проявление существования бытия). Другие личные отношения – это вера (наш ответ на истину) и надежда (наш ответ на благость). Все три отношения иногда называются «присутствием» ( в философском смысле).

Для людей эти две составляющих любви совершенно нормальны. Не существует человеческой любви, их не включающей, однако пропорции могут быть различны. В любви, называемой «dilectio»  (личная любовь) отношение сильнее и более влиятельно, чем чувство. Это очень важная черта такого типа любви – правило, что отношения управляют чувствами. Без отношений (если мы их разрушим), чувства рассыпаются в процессе отчаяния.

Важно отметить, что невозможно лишиться любви без нашего собственного решения, несмотря на факт, что иногда мы не чувствуем нашей любви! Личные отношения  постоянны, по сути вечны по своему результату. Мы определяем отношения метафизически по их эффекту. Мы не можем «почувствовать» любовь без эмоций. В случае чьей-то смерти, например, мы думаем, что любовь стала невозможной и тоскуем из-за отсутствия физического контакта с любимым. Однако, любовь сильнее (философский вывод) и жизнь сильнее (богословский вывод). Поэтому мы по-прежнему можем любить духовно на нематериальном уровне! Когда мы делаем ошибку, считая любовь невозможной, наши чувства уничтожаются: это состояние называется отчаянием.

Каждая истинная любовь всегда живет в нашем духе! Только наше собственное решение может разрушить отношения, но не до конца и не  во всем! Некоторые элементы влияния любви остаются навечно в структуре человека. Их невозможно удалить. Отчаяние – всегда ошибка.

Стоит заметить, что Святой Фома Аквинский описывал любовь как чувтво в своих антропологических (психологических) работах., и любовь  как личное отношение в богословских работах (вопросы благодати, и присутствия Бога в человеческой душе). Вот почему некоторые комментаторы думали, что его теория любви была чисто психологической. Сегодня мы не проводим  должных различий между чувствами и личным отношением в структуре человеческой любви. Почему? Так как мы не определяем нашу человеческую природу психосоматически ( в свете единства тела и духа, материальное и нематериальное едины по существу, отражая сущность бытия и акты бытия,  с его трансценденталиями).

 3.Результат сведения отношений только к телесным аспектам. Редукционизм и натурализм.

Если мы полагаемся только на чувства, мы не сможем выстроить духовных отношений. Не принимая во внимание духовность в отношениях, фактически, мы принимаем решение против нее. Наступает кризис любви как личного отношения. Это в свою очередь, инициирует процесс отчаяния. И теоретический, и практический материализм «запускают» процесс отчаяния.  В практическом материализме доминируют «плоть» и «принцип удовольствия». Сведение жизни к «принципу удовольствия» угрожает, таким образом, кризисом любви и отчаянием. «Принцип удовольствия» является определяющим в некоторых типичных ситуациях: химической зависимости (алкоголь, наркотики),  потребительские, эгоистичные сексуальные отношения, тяжелый травматический опыт без интеллектуальной переработки (преобладание чувств!), практика утилитаризма и гедонизма. В основании многих современных проблем  (алкоголизм, разрушение семьи)  лежит нераспознанный процесс отчаяния.

  1. Вернемся к лозунгу : современные ошибки – семена отчаяния.

В результате мы можем описать некоторые современные ошибки, касающиеся любви, как результат неверной антропологии. Их можно перечислить:

Любовь – это только чувство. (А как же отношения?)

Любовь – это ответ на красоту. (А как же реальность?)

Человек – это только тело. (А где же дух?)

Бога нет, любовь только человеческая. ( Но тогда это отрицание любви как таковой!)

Любовь непостоянна. (А как же верные возлюбленные?)

Существование любви не зависит от наших решений. (А как же  культивирование, взращивание любви? Какова цель культуры?)

Вывод: Ложная антропология – источник отчаяния для множества людей.

 

 

Бибилиография: – см. английский текст.



[1] Трансценденталии ( от лат. transcendens) — переступающий, выходящий за пределы), понятие ср.-век. схоластики, обозначающее наиболее универсальные, высшие свойства бытия. (Прим. переводчика).