(495) 925-77-13 Благотворительный фонд русское православие ИНСТИТУТ ХРИСТИАНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Ректор об Институте 2
Самоотношение и развитие личности в раннем детском возрасте

РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ЧТЕНИЯ 1 февраля 2006г.

Красникова Ольга Михайловна. Ст. преподаватель РПУ.

Самоотношение и развитие личности в раннем детском возрасте

В моем докладе речь идет о самопринятии, о самоотношении и о чувстве самоценности. Что это такое? На что это влияет? Как его изучать?

Я хочу с Вами поговорить о самопринятии, самоотношении, о чувстве самоценности. Что такое самоотношение? На что оно влияет? Как его изучать? И нужно ли его изучать?

Вопросов очень много. Начну с примера. Сижу вчера вечером дома, звонит мама, спрашивает: “Что делаешь?”. Отвечаю: “Боюсь. Обложилась бумажками, завтра ответственный доклад, сижу нервничаю”. Мама говорит: “Хорошее занятие. А чего ты боишься?” - “Боюсь, что что-то перепутаю, забуду сказать, и все подумают, что я - дура”. – “А ты туда идешь для чего, чтобы все подумали, что ты умная”. – “Да нет, иду рассказать про самоотношение”. На этом примере хорошо видно, на что влияет самоотношение. Оно влияет на то, как мы себя оцениваем, чего мы ждем от других, на то, как мы воспринимаем себя в этом мире. Очень важно уметь принять себя таким, какой ты есть. Не казаться, а быть.

У меня был тяжелый период в жизни, и я обратилась в психологическую консультацию за помощью. Один из моих запросов был: “Я устала стараться казаться хорошей”. Если всмотреться в суть этого вопроса, то очевидно, что я считала, что я, такая, какая есть недостаточно хорошая, недостойна любви и уважения.

Это действительно очень серьезная проблема, с которой люди к нам обращаются постоянно. В нашу психологическую консультацию, которая работает при ф-те психологии РПУ, часто приходят люди, которые жалуются на то, что они неуверенны в себе, закомплексованы, что у них часто бывает подавленное настроение, что они не умеют любить. Самое ужасное, что это приводит к ропоту на Бога за то, что это произошло: “За что мне это? Почему я такая?”. Возникает страх перед Богом, что Он накажет меня такую, какая я есть. Здесь мы должны прийти к пониманию безусловного принятия себя. Что такое самоценность – это безусловное и безоценочное принятие себя. Что означает безусловное? Это значит, что я принимаю себя, свою личность, свою жизнь, подаренную мне Богом, независимо от того, насколько я умная или глупая, есть ли у меня образование, здорова я или больна. Т.е. моя жизнь ценна сама по себе.

Чем отличается человек, который ценит свою жизнь от человека, который не ценит свою жизнь? Человек, который ценит свою жизнь и принимает ее во всей полноте, умеет радоваться, благодарить Бога, который ему эту жизнь подарил. Он ценит каждый миг своей жизни, независимо от того счастьем он наполнен или болью, страданием. Такой человек уважает себя, уважает других, рядом с ним другие люди чувствуют себя спокойно, тепло, уверенно, потому что он умеет любить. Человек, который не ценит себя и свою жизнь, часто будет поддаваться унынию, будет обвинять себя и окружающих в том, что его жизнь не имеет смысла, “не удалась”, будет чувствовать себя неудачником, лишним на этом “празднике жизни”.

По мнению психологов самонеприятие приводит к неприятию других людей. Такой человек говорит: “Я не умею любить! Я не понимаю слов “Возлюби ближнего своего, как самого себя”. Я не люблю себя. Я не люблю людей. Люди несовершенны. За что их любить? Что они хорошего сделали? ”.

Представим себе еще один пример. Я думаю, что каждый из вас когда-либо сталкивался с больницами. И вот перед нами двое больных с одинаковым тяжелым диагнозом. Какую картину мы можем наблюдать? Один больной борется за свою жизнь изо всех сил, делает все возможное и невозможное, все, что от него зависит, чтобы в этой жизни удержаться. Другой человек настолько отчаялся, настолько не видит смысла в своей жизни, что он не понимает, зачем бороться: “Зачем? Я ведь никому не нужен!”. Это не зависит от того, есть ли у него близкие, люди, которые его любят, ценят и уважают. Он сам не ценит себя. Этот больной может отказываться от принятия лекарств, он не хочет лечиться, и врачи не могут ему помочь.

В статье “Людей люблю! А себя?..” И.Вачков отмечает, что бытует мнение, что быть недовольным своей жизнью, собой – хороший стимул для самоизменения. Есть же такое мнение: “Если я собой недоволен, тоя буду себя менять – это стимул для личностного роста”. Вопрос всегда ли это так? Иногда, действительно, определенная доля критичности к себе необходима. Здесь очень важно отметить, что самоценность не имеет никакого отношения к самовлюбленности или к гордыне, когда человек упивается своим величием: “Вот какой я хороший! Самый лучший!” В понимании самоценности мы исходим из предтавлений Христианской антропологии о ценности, единственности, уникальности и универсальности личности. По словам Б.П. Вышеславцева, “В самой личности есть нечто похожее на абсолют: в самом деле, личность существует в себе, через себя и ради себя”. Уникальность и универсальность человека – это онтологические черты его личности, но они не обязательно им осознаются. Недовольство собой, негативные чувства к себе могут трансформироваться в обиду, ярость, стремление отомстить кому-то за собственное несовершенство. В таком всеобъемлющем негативном отношении к себе очень мало продуктивного.

Важно разделять то, что человек делает, и то, что является его личностью, им самим. Есть “мое” и есть “Я”. Конечно, нужно критически относиться к своим поступкам, чувствам и т.п. И здесь мы можем говорить о чувстве греха, которое у каждого из нас есть. С другой стороны, отрицать ценность своей жизни и своей личности – это не совсем верно.

Признание собственной ценности и уникальности вынуждает человека принять на себя груз ответственности за свою жизнь. Потому что если я “кто-то”, то я отвечаю, и от меня что-то зависит. Если я никчемный, ничем не примечательный, и от меня ничего не зависит, тогда все просто – я живу себе потихонечку, и от того, живу я или нет, в этом мире нечего не изменится. На самом деле, изменится. От того, кто я, от того, как я живу, очень многое меняется.

Прежде чем перейти к разговору о формировании самоотношения, мне бы хотелось сказать немного о том, что же такое самоотношение, самоценность. Я не буду перечислять все теории, которые есть, и всех авторов, которые этой проблемой занимались, скажу основное. Самоценность – это безусловное безоценочное принятие себя. Мы солидарны в понимании самоценности с гуманистической школой психологии и психотерапии. К. Роджерс именно так и определял самоценность.

Важно отличать ощущение самоценности, самоотношение от самооценки. Чем они отличаются? Самооценка всегда построена либо на сравнении себя с кем-то, либо на сравнении себя с собой “идеальным”, тем, каким бы я мог быть. Самоотношение безусловно. Когда мы говорим о самоотношении, то мы ни с кем себя не сравниваем, ни с собой-идеальным, ни с другими людьми. Этим мы подчеркиваем свою уникальность.

Как и когда формируется самоценность? По этому поводу существует много разных представлений. Мы можем сказать, что представление о том, что самоотношение строится на самооценке – неверно. У многих авторов это есть: в зависимости от того, как мы себя оцениваем, так мы к себе и относимся. Мы считаем, что базовое самоотношение – это первичный психический слой личности. На самоотношении строится потом самооценка, от него зависят и наши межличностные отношения, и наше восприятие. Самоотношение – это та призма, через которую мы воспринимаем окружающий мир, та база, на которой мы начинаем свое развитие. Так вот, базовое самоотношение закладывается с рождения. Некоторые психологи говорят, что даже во внутриутробном состоянии ребенок чувствует, как к нему относится его мать, и это тоже влияет на его дальнейшее ощущение себя.

Когда ребенок родился, очень важно, чтобы он чувствовал себя нужным, ценным, любимым, независимо от того, что он делает, какой он. Важно, чтобы родители, в первую очередь мать, в первые месяцы жизни ребенка была доступна для ребенка, была теплой, любящей и принимающей. Потому что, если ребенок не будет получать от матери любовь и безусловное принятие, то его отношение к самому себе сформируется не лучшим образом.

Далее, на базе сформировавшегося негативного самоотношения у ребенка будет неадекватная самооценка – заниженная или завышенная, и возможны разные сложности в общении, в творчестве. Ощущение собственной ценности очень сильно влияет на раскрытие нашего творческого потенциала, насколько мы в своей жизни можем те потенциальные возможности, которые в нас заложены, реализовать. Если мы считаем, что в нас нет ничего хорошего и ценного, тогда что, собственно, реализовывать?

В заключении, хочется отметить то, что нам хотелось бы привнести в изучение самоотношения: у базового самоотношения онтологическая основа не психическая, а душевная.

Самое главное, чем я хотела бы завершить свой доклад, это то, что ощущение самоценности – это о любви: о любви Бога к человеку, о любви человека к себе, о любви человека к другому человеку и о любви человека к Богу. Когда я принимаю свою жизнь – это значит, что я принимаю дар от Бога, это значит, что я принимаю любовь Бога к себе, и тогда у меня есть силы, чтобы любить других.