(495) 925-77-13 ИНСТИТУТ ХРИСТИАНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
О методе православной психологии в культурном контексте

РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ЧТЕНИЯ 1 февраля 2006г.

Меликов Владимир Вадимович 
 профессор РПУ, ф-т психологии.

О методе православной психологии в культурном контексте

Нужно выявить во всех людях что-то общее, что нас всех объединяет и с чем психологи могли бы работать. То, что декларирует современная психология, кардинальным образом расходится с тем, что мы декларируем как православные психологи. Современная психология основывается на методе, кардинально противоположном основным догматам христианства и веры вообще. С точки зрения современной психологии человек – это или механизм, или отношение разного рода отношений, или больной невротик (в том числе, если он верит в Бога, то это – невроз). С этой точки зрения, учебники по психологии построены на порочных основаниях. Возвращаясь к поставленному выше вопросу: что же, все-таки, объединяет людей?

Я согласен с тем, что это – понимание личности. Но мы это общее неправильно понимаем. Я против того, чтобы отделять теорию от практики. В основе всякой практики лежит теория. То, что есть в Евангелии, у святых Отцов, все это – инспирация идей. В итоге, в саму идею личности внедрилась совершенно неправильная идея о том, что личность – это человек, обладающий выдающимися, особенными качествами. Итак, культурный дискурс трансформирует первозданные идеи и выдает их в виде архитипов, установок, мотиваций и т.п., а мы, психологи, принимаем это и работаем с неправильным материалом. Мы работаем не с человеком, а со своими представлениями о человеке, навязывая ему свои представления о нем. Психолог загоняет эту проблему вглубь человеческого сознания. Клиенту не полагается говорить, что он болен – с точки зрения зарабатывания психологом денег, это объяснимо: если сказать человеку, что он душевно болен, то он может больше не прийти. А с точки зрения православной психологии, мы все – глубоко больные люди, поскольку мы глубоко больны личностно.

Что же такое личность? Самый главный момент в понимании личности извращен и извращен сознательно. К этому приложили руку выдающиеся умы человечества, которых мы превозносим как выдающиеся личности (Вольтер, Галилей и т.п.). В Священном писании есть указание на личность. Единственная личность, спасшаяся после потопа – Ной. Почему? Потому что, как сказано в Библии, “он ходил пред ликом Господа”. Вместе с ним спаслась и вся его семья. Здесь - указание на семью как на церковное сообщество. Мы все происходим от Ноя, мы, человечество, все – одно. В церкви все прихожане – одна семья. Любой человек может стать личностью только тогда, когда он приходит в православный храм, встает пред Господом и исповедует свои грехи. Когда человек вступает в эту процедуру, исповедует свои грехи и получает прощение от иерея, именно тогда и происходит момент формирования личности.

Здесь возникает много вопросов, которые себе задает каждый интеллигентный человек. Человек и не подозревает, сколько гадости скопилось в нем. Иногда у человека возникает много лукавых вопросов: почему я должен ходить в церковь, почему я должен рассказывать о себе священнику – он недостойный иерей, я могу и дома делать то же самое. Конечно, внутренне каяться дома – хороший момент, но исповедь в церкви – это единственная процедура, которая в действительном смысле делает человека личностью. Почему? Потому что в этот момент снимаются мерзкие вирусные программы, которые находятся в нашем сознании. Наше сознание имеет символическую природу – это тоже текст, некое символическое поле. И во время покаяния, исповеди, это символическое поле очищается особой благодатью Божией. И по-другому наше сознание не очищается. Я здесь не буду говорить, как это объясняется с научной точки зрения, а просто констатирую. Итак, исповедь – это единственная конкретная процедура, которая очищает человеческое сознание и позволяет человеку стать личностью. И только в рамках этой процедуры, когда человек признает Заповеди Божии и кается в нарушении их, только тогда он может и дальше продолжать нести тяготы жизни.

Когда уходит любовь из нашей “обычной” семьи, которая подвергается всем искушениям мира, тогда человек, исповедующийся перед Богом, может терпеть. И тогда ему, по Божией благодати, дается радость терпения, поскольку он себя постоянно смиряет. А смирение и радость – это непосредственные звенья христианской цепи, потому что мы не просто испытываем радость, а мы испытываем радость от преодоления себя, своей природы. Радость терпения и радость смирения не связаны непосредственно, а только через любовь к ближнему. Эта любовь к ближнему проявляется постольку, поскольку мы можем себя смирять. А смирять мы себя можем только тогда, когда мы приходим в храм и встаем перед ликом Спасителя. И тогда, когда мы пытаемся стать личностью в процессе исповеди.

Самый главный метод, которым должны руководствоваться психологи – смиренный метод. Православная психология должна признать, что она имеет прикладной характер. Главный ее метод заключается в том, что психолог должен привести человека в храм, чтобы он встал на исповедь перед ликом Спасителя. Но чтобы прийти на исповедь, человек должен принять главный догмат. С этой точки зрения, метод православной психологии является и методом православного богословия. То есть, православная психология неизбежно включает и некоторую часть православного богословия и православной педагогики. Без этого невозможно получить конечный результат. Невозможно насильно привести человека в храм и поставить его в эту очередь на исповедь.

Из этого есть одно важное следствие. Надо писать другие учебники, программы по психологии, поскольку все они - атеистические. А атеистом быть нельзя. Можно быть либо теистом, либо антитеистом. Атеизм – это нонсенс, все равно что рыбий жир из макарон. Потому что или мы служим Богу, или мы служим совсем другим, противоположным силам. В последнем случае человек и попадает в ситуацию зависимости, перестает быть личностным.