Христианский взгляд на некоторые аспекты развития
Автор курса: психолог, преподаватель Ильюшина Е.Ю.
Территориально: м.Китай-город, Малый Златоустинский пер., д.5.
Возраст, как с ним быть? Почему цифры в паспорте и душе иногда так отличаются? Как научится принимать его и что с ним делать?
С самых ранних детских лет каждый человек испытывает на себе в разной степени психологическое воздействие, в связи с чем для некоторых процесс взросления и становления происходит более гладко и незаметно, а для некоторых психические травмы детства, влияют на внутренние конфликты во взрослой жизни. Почему так происходит? Период детства наиболее сложный в психическом отношении, так как в это время человек наиболее уязвим и не подготовлен к жизненным перипетиям, в которых ему приходится оказываться. Что важного в каждом возрасте, какие этапы невозможно "перепрыгнуть"? Как быть с "наследием" детства сейчас?
На эти и другие вопросы отвечает наш курс.
Курс разработан для широкого круга слушателей, как специалистов так и интересующихся.
Включает в себя базовые понятия психологии развития и возрастной психологии. В ходе курса будут рассмотрены особенности психического развития человека в различные периоды жизненного цикла с христианской точки зрения.
Нужно ли воцерковлять детей, как и когда?
Что такое детское отношение к Богу и как верно расставить акценты в воспитании?
Курс поможет формированию представлений о специфике каждого возрастного периода, а так же может стать теоретической основой для дальнейшей практической работы с детьми в рамках христианской психологии.
Предварительная программа:
1. От рождения до года. Приглашение в жизнь. Основные моменты раннего детства.
2. Теория привязанности - психологическая пуповина ребёнка. Сбой связи или что такое травма привязанности?
3. Дошкольный возраст. Многообразие деятельности. Роль игры в развитии, детско-родительские отношения, знакомство с миром чувств, переживание горя. Формирования позитивного отношения к себе, к миру, к Создателю.
4. Младший школьный возраст. Детско-родительские отношения, различение и называние чувств, учебная деятельность ребенка, взаимоотношения со школой. Эталоны поведения. Чувство благодарности. Воскресные школы: за или против? Представление картины мира и себя в ней, формирование образа Бога и отношение к нему.
5. Подростки. Особенности физики и психики, права и обязанности, роли пола, мир разных чувств и ощущений. Отношения в семье и проблемы сепарации. "Кто я" - поиск самоидентичности. Подростковые отношения, дружба, трудности общения, субкультуры. Кризис веры, поиск смысла, пересмотр отношений. Подросток в Церкви, как не потерять связи?
6. Юность. Особенности самосознания, кризис встречи с взрослой жизнью или бегств в детство, максимализм. Выбор профессиональной деятельности. Влияние родительских посланий на развитие юности. Социальное признание, переживание успеха и достижений. Дружба, коллектив, общность. Выбор спутника жизни, вступление в брак. Место в церковной общине, неофитский запал, приходская и волонтерская деятельность в юности.
7. Зрелость. Психологические особенности возраста. Кризисы и новообразования. Семья и работа, физическое и психическое здоровье, феномен выгорания. Прошлое, настоящее, будущее - опыт жизни и отношение к нему. Взаимосвязь между возрастным и духовным развитием личности. Христианство - религия взрослого человека.
Рекомендуемая литература:
Учебная:
О.В. Хухлаева, Е.В. Зыков, Г.В.Бубнов «Психология развития и возрастная психология» МГППУ
А.К. Болотова, О.Н. Молчанова «Психология развития и возрастная психология» ВШЭ
О.А. Карабанова «Возрастная психология»
Л.Петрановская "Привязанность- тайная опора"
Протоиерей А.В. Лоргус «Книга об отцовстве»
Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребёнком как?» и продолжение
В. Оклендер «Окна в мир ребёнка»
И. Млодик «Метаморфозы родительской любви или как воспитать, но не калечить»
И. Млодик «Книга для неидеальных родителей»
И.А. Алексеева, И.Г. Новосельский, Э.В. Жилина «Работа с детьми, перенесшими психологические травмы»
Л. Сибли: Как научить ребенка управлять своими чувствами + Чувства разные нужны, чувства разные важны. 2 книги
Д.В. Винникот «Разговор с родителями»
Д.Франсуаза "На стороне ребенка"
А.И. Захаров "Неврозы у детей и подростков"
Т.В. Бабушкина "Что хранится в карманах детства"
Я.Корчак "Наедине с Богом"
Н.Ю. Куражева «Цветик- семицветик» Психологические занятия для дошкольников
Протоиерей Алексей Уминский «Ребенок в Церкви. Заметки о высшем искусстве»
Е. Орлова: Детская исповедь. Как помочь Вашему ребенку