(495) 925-77-13 ИНСТИТУТ ХРИСТИАНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Психология ребенка в пренатальним периоде его жизни

Х   РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ЧТЕНИЯ 2002 г. 30 января 2002 года.

ЧИЧЕРИНА Н.А.
кандидат психологич. наук,
психолог-психотерапевт,
директор Научно-практического
Центра пренатального
воспитания "Благовест-Н"

ПСИХОЛОГИЯ РЕБЕНКА В ПРЕНАТАЛЬНОМ ПЕРИОДЕ ЕГО ЖИЗНИ

Чтобы осознать те огромные потенциальные возможности развития человека в лоне матери и влияние пренатальных процессов на постнатальное здоровье человека, мы должны выяснить, что же происходит на пренатальной стадии развития человека.

Этот ранний период жизни человека представляет собой уникальную возможность для проведения ранней профилактики психологических, эмоциональных и физических отклонений в дальнейшей жизни человека. Беременность можно считать первым экологическим положением человеческого существа, а матку - первой экологической средой. Удивительно, но этот основополагающий факт принимает небольшое число специалистов, которые считают матку просто анатомическим органом, предназначенным для вынашивания ребенка, и не осознают опасности для нерожденного ребенка подвергнуться "токсическому загрязнению" под воздействием неблагоприятной психологической и социальной обстановки.

Диалог между нерожденным ребенком, матерью и отцом создает первичное духовное единение, которое, в свою очередь, способствует более явному проявлению психофизической предрасположенности. Опыт такого первичного духовного единения имеет далеко идущие последствия, в частности любовь и этическое поведение.

Многие научные открытия изменили наши представления о ребенке в утробе матери. Долгое время медицинские исследования обращали внимание только на физическую уязвимость плода и некоторые психологические потребности рожденного младенца. Новое понимание "связи" матери и ее ребенка возвысило наше познание таинства Жизни и Любви. Через эту чудесную связь смысл материнства и отцовства приобрел более глубокую психологическую основу и духовное содержание. Неоспоримые доказательства ученых о том, что эмоциональное, психологическое и интеллектуальное развитие личности начинается в утробе, заставляют ученых и практиков пересмотреть некоторые взгляды на ранний онтогенез человека.

На протяжении почти всего XX века ни медицина, ни психология не смогли сформировать четкого представления о психологической природе младенца в утробе матери или в момент рождения. Наиболее распространенное заблуждение состояло в идее, что мозг служит полным мерилом разума, собственного "я" и души, и что мозг плода и новорожденного не в состоянии обеспечить поддержку познавательной, эмоциональной или перцевтивной деятельности, в том числе ощущения удовольствия и боли. Нейропсихофизиологи также не поддерживали идеи о существовании "психики" во внутриутробном периоде развития человека.

Серьезными препятствиями в формировании концепции были следующие представления: младенцы пассивны и беспомощны; младенцы не обучаются или не запоминают; младенцы не способны к проявлению эмоций. Возможности ультразвукового обследования и более продуманные схемы экспериментов позволили получить новые факты о внутриутробной жизни ребенка. Исследования показали, что ребенок до рождения обладает сознанием, ощущает и любовь и опасность. С помощью ультразвукового исследования родителей была подтверждена агрессия плода в отношении игл, вводимых в матку при амниоцентезе на 16-ой неделе беременности. Младенцы целенаправленно атаковали цилиндр шприца - и это происходило в гестационном периоде, когда глаза их еще не развиты и веки сращены.

Несмотря на то, что психика и психология имеют единый корень, происходящий от греческого слова "psyche" - душа, современные психологи не считают, что психика включает такие понятия, как разум, личностное "я" и душа, предпочитая определять психику как функцию мозга. Проанализировав целый ряд экспериментальных, клинических и жизненных фактов, многие специалисты настаивают на том, что психика действительно существует во время вынашивания плода вне зависимости от развития мозга. Психика внутриутробного младенца постоянно накапливает опыт, полученный через память и обучение, и совокупность способностей к получению знаний, что, по-видимому, является врожденным, а не приобретенным свойством.

Проведенные сложные исследования за прошедшие 15 лет указывают на то, что ребенок до рождения обладает сознанием, реагирует на условия окружающей среды, выражает свои чувства, проявляет социальное поведение в отношении близнеца1 и активно участвует через родителей в процессе изучения музыки, чтения прозы, стихов, освоении звуков родного языка. Наблюдения показывают, что младенцы проявляют человеческие черты, воспринимают как травмирующие, так и радостные ситуации, могут общаться телепатически и независимо от своего возраста обладают духовными возможностями.

В разных культурах беременность рассматривалась исключительно как священный процесс. Хорошо понималось, что эмбрион нуждается в наилучшем питании от матери и что еда - не единственное питание. Различные эмоциональные и ментальные состояния будущей матери включает и волевое стремление, и проницательность, радость, экстаз, возвышенные мысли, идеи, красоту и виды искусства. Считалось, что благополучие семьи зависит от "качества" матери, которая имеет колоссальные возможности для созидания своего дитя. Она может запечатлевать на ребенке различные мысли и эмоции. Поэтому беременной женщине советовалось избегать раздражительности, негативных, разрушающих, подавляющих эмоций, страха, злости и ненависти. Будущая мать должна мыслить творчески, так чтобы семена ее творческих способностей внедрились в ребенка. Это предполагает, чтобы она должна быть:

  • окружена красотой, природой,
  • окружена музыкой - воодушевляющей, духовной и возвышенной, которая мягка, мелодична и гармонична,
  • воодушевлена в религиозном чувстве с практическими образцами прощения, любви и милосердия,
  • посещаема людьми с высокими моральными качествами, здоровыми и прекрасными,
  • защищена от отрицательных, болезненных или возбуждающих новостей,
  • оберегаема от шума,
  • пребывать в молитвах и размышлениях.

Итак, нерожденный младенец - слышащее, чувствующее и ощущающее существо. Для стимулирования жизни, протекающей в лоне материнского организма, в течение последних двадцати лет специалистами было подготовлено множество музыкальных программ. Зарубежными исследователями было установлено, что при стимулировании плода в мозге увеличивается количество гормонов, способствующих росту нейронов. Таких младенцев обычно характеризуют как детей, обладающих высокими адаптационными способностями, социально ориентированных, с опережающим физическим и речевым развитием. Основные реакции малыша начинают формироваться в утробе матери. Он, в первую очередь, начинает усваивать некоторые жизненные ценности вне зависимости от их эмоциональной окраски: приятные или болезненные, гармоничные или тревожные, требующие бережного отношения или достойные пренебрежения.

В ряде исследований были отмечены вкусовые предпочтения той или иной музыки у детей в начале 9 месяца внутриутробного развития. Спокойную, умиротворенную музыку (например, Вивальди) с консонирующей мелодией дети воспринимали с выражением на лице созерцания и спокойствия. Музыку в стиле "рок" с резкими ударами ритма и диссонирующей мелодией дети воспринимали неспокойно, сильно двигаясь руками и ногами, заставляя мать прекратить слушание. Специальная аппаратура смогла зафиксировать на лице внутриутробного ребенка гнев и недовольство.

Младенец в утробе матери становится активным слушателем к 24-х недельному возрасту. К этому времени его сердце полностью сформировалось, нервная система пренатального младенца на этой стадии развития обеспечивает рудиментарную память и по этой при чине именно это период идеально подходит для начала формирования "связи" с матерью. Прохождение такого важного этапа в пренатальном обучении, как установление пренатального контакта между матерью и младенцем, упрощается с помощью музыки. И музыка является совершенным средством для формирования этой уникальной связи. В частности, известно, что пение позволяет обучать младенца, которого мать носит под сердцем, особенно если она поет колыбельные и песни, передающие ему любовь и готовность к встрече с ним. Это двусторонний процесс, в котором у матери и малыша формируется глубокая привязанность, развивается доверие, чувство безопасности и ощущение причастности. Через эти песни, которые родители поют своим нерожденным детям, они сообщают малышам о своих жизненных ценностях задолго до того, как те достигнут подросткового возраста.

Колыбельные и специально сочиненные песни сохранятся в памяти малыша после рождения, успокоят и подбодрят его, если младенец страдает от колик или болеет. Как известно, музыка стимулирует разум, успокаивает наши чувства, развивает внутреннее ощущение прекрасного, поддерживает и пробуждает в нас духовный мир. Как раз в этом мире может и должен созревать будущий человек.

Уходящее столетие венчали удивительные открытия в области сознания и подсознания человека, раскрыты многие тайны его природы. А главное, что просвещенное человечество взяло с собой в третье тысячелетие, - это знание о том, как создавать сознательно. И мужчина, и женщина сознательно готовятся к зачатию и рождению здорового ребенка, не забывая о том, что это каждодневный труд и забота о своем физическом и психологическом здоровье, душевном равновесии и достижении гармонии в своей жизни. К большому сожалению, приходится все реже и реже наблюдать здоровую беременность, потому что будущая мама не позаботилась заранее о своем здоровье.

Современный подход к рождению здорового ребенка предполагает у родителей не только хорошего здоровья, но и духовной зрелости. Вполне понятно, почему молодой девушке или юноше совсем не просто принять ответственность на многие годы за здоровье будущего поколения своей генеалогической ветви и подумать об укреплении, прямо сказать, своего рода. Готовность семьи к зачатию ребенка определяют такие факторы, как психологический климат в семье, стиль общения супругов и их чувства друг к другу, умение ладить с самим собой и с окружающими, эмоционально-интеллектуальные и волевые качества. Этими качествами они будут наделять своего ребенка с момента зачатия.

Есть мнения ученых о том, что мысли и чувства супругов крайне важны в момент зачатия ребенка, их возвышенное состояние и любовное отношение друг к другу. Именно в этот период они закладывают основу для более счастливой жизненной программы своего преемника. В идеале ребенка надо любить еще до появления на свет. Существует множество достоверных фактов о том, что младенцы в утробе матери остро ощущают то, что их матери (и отцы) говорят и делают, желанны они или нет; и это чувство выражается в том, что у нежеланных младенцев по сравнению с желанными возрастает риск гибели в течение первых 28 дней жизни. Кроме медицинского фактора, как считают ученые, чтобы родить и воспитать счастливого и деятельного человека в будущем, молодым родителям необходимо иметь осознанное желание стать матерью или отцом. В современных научных исследованиях есть достаточно доказательств того, что желанные и нежеланные дети от желательной и нежелательной беременности имеют разное здоровье, характер, и личная жизнь имеет свои особенности. Желанные дети чаще рождаются с более высокой массой тела, реже болеют, имеют лучшие характеристики в психомоторном развитии. И в будущем они более коммуникабельны, открыты, оптимистичны и лучше раскрываются в творчестве. Недаром, древние ученые и мыслители учили молодых людей совершенствовать свое тело и мысли еще перед зачатием новой жизни, очищать свое сознание от гнева, порочных и негативных мыслей чувств. Было замечено, что в конфликтных семьях дети имеют более слабый иммунитет к болезням, они часто неуравновешенны, невнимательны, не уверены в себе, часто социально дезадаптированы.

Как было сказано, физическая зрелость может значительно обгонять становление зрелости духовной, психологической. Ранняя незапланированная беременность у молодой девушки чаще проходит без осознания той великой связи с малышом, которую ей необходимо развивать. Осуждение окружающих, неопределенность в отношениях с отцом ребенка, неустойчивое социальное положение вызывают у молодой матери смятение и длительное стрессовое состояние. Оно может на ранних сроках беременности вызвать желание ее прервать, или долго не позволит молодой маме принять свое новое положение. В подростковой беременности сложно формируется психологическая готовность к материнству, и, как правило, родительские чувства возникают только тогда, когда мать получает опыт общения с уже родившимся малышом, но никак не раньше. В данном случае молодой матерью игнорируются важные морфогенетические каналы связи с малышом, ей не просто найти такие состояния сознания, которые смогли бы благотворно повлиять на плод.

Все чаще приходится слышать от ученых значение в организме беременной женщины гормона - эндорфина, которого называют "гормоном счастья". Наличие его в организме матери крайне важно для развития центральной нервной системы внутриутробного малыша, нейроэндокринных связей в процессе формирования его интеллекта, иммунной системы и других важных функций. Кроме этого, специалисты рекомендуют современной беременной женщине проходить специальную подготовку к родам и сознательному материнству, чтобы как можно лучше уберечь своего малыша от родового стресса, гипоксии и всевозможных осложнений до родов и во время них. Молодой девушке бывает трудно все это осознать и принять жизненно важные решения.

Осложненная экологическая обстановка в мире, неустойчивое социально-экономическое положение большинства современных семей, а главное, явное падение нравственной культуры в обществе вынуждают более прагматично относиться к планированию ребенка, несмотря на интимность и романтичность самой темы зачатия. Однако, некоторые современные программы по планированию семьи ограничиваются мерами предохранения от беременности новейшими противозачаточными средствами, тем самым, позволяя молодым людям еще большую свободу в сексуальной сфере.

Внутриматочная жизнь служит для ребенка своеобразным периодом обучения. Такое обучение является необходимым условием для выживания, так как позволяет организму адаптироваться к новым условиям. Информация, поступающая в организм ребенка с самого начала его развития по различным биохимическим путям, перерабатывается и откладывается в память. Доказано, что на этой стадии ребенок уже может реагировать и запоминать воздействие или запечатлевать биохимическим языком чувственный опыт, остающийся потенциальным языком обучения. Процесс запечатлевания (импритинг) в психике ребенка на клеточном уровне всех важных событий, происходящих внутри матери и вовне ее, считается источником информации в последующей жизни.

Если мы сможем добиться того, что каждый ребенок будет любим и желанен с самого начала, что его будут уважать, и что это уважение к жизни будет считаться самой большой жизненной ценностью, если мы сможем создать оптимальные условия для ребенка на пренатальнои и перинатальной стадии жизни, удовлетворяя при этом основные потребности, исключить агрессию и психотоксическое воздействие, мы сможем построить общество, где не будет места насилию.

Как родители относятся к своему ребенку, так и этот ребенок будет относиться к окружающему миру. Это касается и нерожденного ребенка, и в полной мере справедливо для ранней профилактики негативных последствий.

Литература

1. Авдеева Н.Н., Мещерякова Н.Ю., Ражников В.Г. Психология вашего младенца: у истоков общения и творчества. М.: Изд-во АСТ, 1996.
2. Баженова О.В. Диагностика психического развития детей первого года жизни. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986.
3. Батуев А.С. Физиология плода и детей. М.: Просвещение, 1998.
4. Бертин А. Воспитание в утробе матери или рассказ об упущенных возможностях. СПб.: МНПО "Жизнь", 1992.
5. Божович Л.И. Избранные психологические труды. М., Межд.пед.акад., 1995.
6. Брутман В.И. и др. Раннее социальное сиротство. Учебно-методическое пособие. М.,1994.
7. Брусиловский А.И. Жизнь до рождения. М.: Знание, 1991.
8. Валлон Ф. Психическое развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967.
9. Винникотт Д.В. Разговор с родителями. М.: "Класс", 1994.
10. Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. М.: "Класс", 1998.
11. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т.4, М.: Педагогика, 1984.
12. Лебединский В.В. и др. Эмоциональные нарушения в детском возрасте. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991.
13. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986.
14. Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1989.
15. Мозг и поведение младенца. М.: Ин-т Психологии РАН, 1993.
16. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Роспедагентство, 1996.
17. Развитие личности ребенка/ Под общей ред. А.М.Фонарева. М.: 18. Прогресс, 1987.
19. Сергиенко Е.А. Антиципация в раннем онтогенезе человека. Дисс.докт.психол.наук: М., 1997.
20. Флейк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. М.: Центр общечел.цен., 1993.
21. Фонарев А.М. Внутриутробное развитие ребенка. М.: Минздрав СССР. Центр Ин-тусоверш. врачей, 1968.
22. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1989.
23. Эмоциональное развитие дошкольника / Кошелева А.Д. М.: Просвещение, 1985.
24. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Ленато АСТ, 1996.
25. Абрамова Г.С. Практическая психология. Екатеринбург: "Деловая книга", 1998.
26. Авдеева Н.Н. Развитие образа самого себя у младенца. Дисс. канд. психол. наук. М., 1982.
27. Азбука любви. Книга для родителей / Кошелева А.Д. М., Просвещение, 1996.
28. Алешина Ю.Б. Индивидуальное и семейное консультирование. М., 1994.
29. Арнаутова Е.П. Педагогическая коррекция детско-родительских отношений в условиях повторного брака матери. Дисс. канд.пед.наук., М., 1996.
30. Баженова О.В., Баз Л.Л., Копыл О.А. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка // Синапс 1993, № 4.
31. Баз Л.Л., Скобло Г.В. Особенности общения со взрослыми младенцев от матерей с послеродовыми депрессиями // Психология сегодня. Ежегодник Рос.психол.об-ва, т.2, вып.З, М.,1996, с. 133- 134.
32. Баскина Ю.В. Методика диагностики родительских отношений (методика включенного конфликта). Дисс. канд.психол.наук. М., 1992.
33. Бобошко И.Е., Рябчикова Т.В., Жданова Л.А. Опыт использования психотерапевтических методов профилактики задержки внутриутробного развития плода у женщин с патологически протекающей беременностью // Охрана здоровья семьи. Иван..НИИ материнства и детства. Иванове, 1996, с. 156-162.
34. .Брусиловский А.И., Георгиевская Л.С. История развития эмбриологии человека. Симферополь Крымск. мед.ин-т, 1990.
35. Варга Ф.Я. Структура и типы родительского отношения. Дисс. канд. психол. наук. М.,1987.
36. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.
37. Волков В.Г., Садкова Ю.С., Шебалина Н.В. Индивидуально-психологические особенности беременных с угрозой выкидыша // Акт.вопр.транс-фуз. и клин.мед.: матер, науч.-практ. конф. Киров: НИИ гематол. и перелив, крови по итогам работы в 1994 г., Киров., 1995, с.74-75.
38. Вульф Ф.Р., Предко Н.Г. Психосугестивная программа для плода и беременной (предварительное сообщение) // Вестник гипнол.и психотерапии, 1992,№2,с64-65
39. Гарбузов В.И. Неврозы детского возраста и их профилактика. Л.: Знание, 1982.
40. Гроф С., Гроф К. Сияющие города и адские муки // Жизнь после смерти. М.: Прогресс, 1991.
41. Дьюсбери Д. Поведение животных: сравнительные аспекты. М.: Мир, 1981, 480с.
42. Завялова Ж. В. Психологическая составляющая периода беременности и процесса родов. МГУ. 1995, 8 с. , библ. 8 назв. Рукоп.,деп. в ВИНИТИ 09.06.95. № 171 ЗВ95.
43. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М.: Просвещение, 1986, 182с.
44. Изард К. Эмоции человека. М.: МГУ, 1980, 440 с.
45. Ильина И.Ю. Аффективное поведение и его коррекция в младшем дошкольном возрасте. Дисс. канд. психол. наук., М., 1996.
46. Коваленко Н.П. Психологические особенности и коррекция эмоционального состояния женщины в период беременности и родов. Дисс. канд. психол. наук. СПб., 1998.
47. Колоскова М.В. Психическое развитие младенцев с повышенным риском заболевания шизофренией. Дисс. канд. психол. наук, МГУ, 1989.
48. Лебойе Ф. За рождение без насилия. Пер. сфр. Репрод. изд. М., 1988.
49. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х томах. Т.2, М.: Педагогика, 1983.
50. Марконе М. Девятимесячный сон. М., 1993.
51. Мещерякова-Замогильная С.Ю. Психологический анализ "комплекса оживления" у младенцев. Дисс. канд. психол. наук., М., 1979, 200 с.
52. Перегуда В. И. Особенности самоконтроля у гиперактивных детей старшего дошкольного возраста. Дисс. канд. психол. наук. М., 1999
53. Перинатальная психология в родовспоможении. Сб. материалов конференции. СПб., 1997.
54. Психолого-педагогические аспекты совершенствования дошкольного образования. Межвуз. сб. науч. тр. 4.1, Пермь, 1996.
55. Радионова М.С. Динамика переживания женщиной кризиса отказа от ребенка. Дисс.канд.психол.наук, М., 1997.
56. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собрано М. Забылицыным. М.: Изд. М. Березина, 1880.
57. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М.: Наука, 1987.
58. Рыжков В.Д. Психопрофилактика и психотерапия функциональных расстройств нервной системы у беременных женщин// Мед.помощь, 1996, №3, с. 33 - 36.
59. Свердлова Г.А. Роль взаимоотношений матери и ребенка в коррекции сниженной познавательной мотивации ребенка. Дисс. канд. психол.наук. М.,199
60. Сексуальное развитие и половое воспитание детей. Спец*^рс для ВУЗов. М.: АПО, 1994.
61. Скобло Г.В., Дубовик О.Ю. Система "мать - дитя" в раннем возрасте как объект психопрофилактики // Социальная и клиническая психиатрия, 1992, №2, с. 75-78.
62. Службы психического здоровья в раннем развитии ребенка. Тез.докл. I регион.междун.междисц.конф.ЗО мая - 2 июня 1995, М., 1995.
63. Смирнова Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопр.психол., 1994, № 6, с.5 - 15.
64. Смирнова Е.О. Теория привязанности: концепция и эксперимент // Вопросы психологии, 1995, № 3, с. 139 - 151.
65. Современные направления психотерапии и их клиническое применение. Мат. 1 Всеросс. конф. по психотерапии. М., 1996.
66. Солоед К.В. Психическое развитие младенцев в условиях материнской депривации. Дисс.канд. психол. наук. М., 1998.
67. Сорокина А.И. Развитие эмоций в общении со взрослыми у детей первого года жизни. Дисс. канд. психол. наук. М., 1987.
68. Спиваковская А.С. Психопрофилактика детских неврозов. Комплексная психологическая коррекция. М., МГУ, 1988.
69. Фанти С. Микропсихоанализ. М.: "ЦПП", 1997.
70. Филиппова Г.Г. Образ мира и мотивационные основы материнства.// Проблемы изучения и развития личности дошкольника, Пермь, 1995, с.31-36.
71. Филиппова Г.Г. Развитие материнского поведения в онтогенезе // Психология сегодня. Ежегодник Рос.психол.об-ва. Т.2, вып.З, М.,1996, с.133.
72. Филиппова Г. Г. Психологические особенности ранней беременности и их влияние на развитие репродуктивного поведения // Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков. Мат. Росс. науч. практ. конф., 26 - 28 нояб. 1996.
73. Филиппова Г.Г.Психология материнства и ранний онтогенез М..Жизнь и мысль, 1999.с; 42-56.
74. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. Т.1, М.: Педагогика, 1986.
75. Хьелл Л., Зигнер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). СПб., Питер пресс, 1987.
76. Чудинова Е.В. Возникновение знаковой функции на первом году жизни (сравнительный анализ улыбки и плача). Дисс. канд. психол.наук. М., 1986.
77. Шмуклер А.Б. Психозы беременности /Проблемы репродукции, 1995, №2, с. 19
78. Шмурак Ю.И. Пренатальная общность// Человек, 1993, № 6, с.24 - 37.,10


1. Интересно, как об этом говорится в Библии: Во время родов ее оказалось, что близнецы в утробе ее. И во время родов ее показалась рука [одного]; и взяла пови-вальная бабка и навязала ему на руку красную нить, сказав: этот вышел первый. Но он возвратил руку свою; и вот, вышел брат его. И она сказала: как ты расторг себе преграду? И наречено ему имя: Фарес. Потом вышел брат его с красной нитью на руке. И наречено ему имя: Зара. (Быт 38:27-30). Фарес означает "запинатель", то есть поведение близнецов по отношению друг ко другу в утробе явно понимались как пси-хически осмысленные. - Ред.