(495) 925-77-13 Благотворительный фонд русское православие ИНСТИТУТ ХРИСТИАНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Ректор об Институте 2
Анна Рудецка. Вступительное слово к статьям из Польши.

Журнал EMCAPP  № 1 2012 год

Анна Рудецка, Польша. Психолог, психотерапевт, закончила Высшую школу социальных и гуманитарных наук в Варшаве, затем прошла психотерапевтическую подготовку в Ассоциации христианских психологов, а также в Центре Когнитивной и Поведенческой терапии. В своей работе особое внимание уделяет вопросам личной идентичности,  свободы личности и сознания. Работает в консультационном центре АХП, где ведет терапевтический прием и мастерские по саморазвитию.

В прошлом году мы отметили 15-ю годовщину основания Ассоциации христианских психологов в Польше, объединившей психологов-профессионалов: как католиков, так и протестантов, которые заявили о своем «желании реализовать свое профессиональное призвание в духе Евангелия».

Ассоциация была создана в 1995 году группой психологов-энтузиастов или, лучше было бы назвать их «искатели» или первопроходцы. На тот момент прошло всего 6 лет с того момента, как Польша освободилась от оков коммунизма. Встреча «Круглого стола» в 1989 году положила начало политическим изменениям в стране, собрав представителей коммунистической верхушки, оппозиции и церкви, которые совместно решали будущее страны. Дорога в Европу была открыта. Однако снятие «железного занавеса» представляло как новые возможности, так и угрозы.

В 1991 году папа Иоанн Павел II во время своей поездки в Польшу благословил «возрожденное свободное отечество», но также говорил и об опасностях, которые таят в себе материализм, преобладание установки «иметь» над установкой «быть», искушения свободного рынка и неправильное понимание свободы. Он призывал людей оставаться верными учению Христа. В политике, культуре и науке задул ветер перемен. Церковь, которая многие годы была главной опорой польской культуры, наконец смогла говорить в полный голос.

В этой ситуации возрождения после долгих лет неволи, в атмосфере, проникнутой духом «Солидарности» и новой надежды, нескольких  психологов  вдохновила  идея поиска нового, холистического подхода к человеческой психике, который принимал бы во внимание духовность, исключенную из сознания людей в предыдущие десятилетия. Они желали восстановить высокое достоинство человека, дать людям осознать свою внутреннюю свободу, в противовес редукционизму «психологии стимулов и аффектов». А также применить понятия христианской антропологии к психотерапевтической работе с пациентами, страдающими нарушениями психического здоровья.

Поначалу было трудно, приходилось встречаться с насмешками и обвинениями в отсутствии профессионализма. В творческом котле идей происходило столкновение различных точек зрения, концепций, личностей. Так происходит и по сей день. Мы можем смело сказать, что христианская психология в Польше все еще находится в стадии становления («in statu nascendi»), поскольку жизнь постоянно преподносит новые задачи и вопросы, и это заставляет нас искать новые решения и ответы.

Статьи, опубликованные в данном выпуске Журнала EMCAPP представляют лишь малую часть работы, которой заняты христианские психологи, философы и психотерапевты Польши с момента основания Ассоциации. Надеемся, что тематическое многообразие и богатство материалов водушевит читателей к постановке новых вопросов и поиску собственных ответов на них.

О том, как создавалась Ассоциации христианских психологов в Польше вы можете прочесть в интервью с Агатой Русак, которая была свидетелем этого события с самого начала. Многие годы она была руководителем Центра психического здоровья АХП. Глазами начинающего психолога мы увидим, как развивались идеи Ассоциации, узнаем о собственных попытках Агаты привнести в свою работу духовность и делиться опытом веры. А также сможем почувствовать толику той атмосферы братства и солидарности, которая сопровождала основателей АХП.

Агата мечтает о публикации иллюстрированного пособия по христианской психотерапии, где она могла бы наглядно, в форме  комикса, показать различные психотерапевтические факты и эпизоды исцеления. В данной публикации мы представляем одну из страниц из ее книги, где говорится о природе личностной встречи.

Владислав Шинцел в своей автобиографической статье также рассказывает о создании Ассоциации христианских психологов в Польше. Психотерапевт АСП, баптист с еврейскими корнями, он активно участвовал в работе Ассоциации почти с самого ее основания. В статье представлено пронзительное свидетельство его непростого интеллектуального и духовного пути  к признанию Иисуса своим Господом. Владислав описывает свою философские метания, эксперименты с оккультизмом и движением «Нью Эйдж», а также говорит о своем понимании природы христианской психотерапии, основанной на библейской антропологии.

Ориентация на потребительский стиль жизни, направленный на поиск удовольствий, на удовлетворение своих нужд вместе с кризисом любви – все это может привести к отчаянию,  и это довольно распространенная причина, по которой люди обращаются к психологу. Для того, чтобы помощь человеку была эффективной, важно понимать источник проблемы. Философ Кршиштоф Войчежек, опираясь на идеи одного из известных польских философов-томистов Мечислава Гогача, определяет отчаяние как «смерть любви». Очень понятным языком автор представляет антропологический анализ опасности неправильного понимания сущности любви, которая определяется здесь как личное отношение в сочетании с эмоциональным откликом. Это будет полезно прочитать каждому!

Христианская психология в Польше пытается с помощью эмпирических методов изучать феномены  психологии религии и духовной жизни людей, и создавать научные модели этих феноменов.  Важным примером подобных исследований  являются две работы, представленные здесь психологом и священником  Ромуальдом Яворским. Одна из них представляет результаты исследования влияния религиозной веры на способность разрешать конфликты, а также разработанный им собственный инструментарий измерения изучаемого явления. Во второй статье автор описывает свою теоретическую модель личностной и безличной религиозности, основанную на данных научных исследований, подтвержающих эту концепцию.

Последняя статья ― это работа Анны Осташевской о работе со страхами с позиции христианской психотерапии, дополннная рассмотрением случая из практики.  В статье представлены теоретическая модель и основные положения христианской психотерапии наряду с их практическим применением. Мы знакомимся с теоретическими концепциями причин психологических нарушений, расстройств мышления и эмоциональной сферы, а также с интегрированной программой комплексной помощи пациенту, которая учитывает его духовность, и в которой личные отношения с Богом включаются в процесс терапии.

Издание оформлено работами художника Кажимиржа Ковалчика. Мы позволили себе также опубликовать его свидетельство, где он описывает свои  страхи и трагический опыт, предшествующие обретению веры. Его первоначальное отрицание окружающего мира, полного страданий, ненависти и несправедливости нашло отражение в ранних, провокационных работах. А возвращение к Богу мы можем увидеть в движущихся скульптурах Казимира, где воздетые руки олицетворяют крик души, переполненный ожиданием и надеждой.

Одна из основных задач христианской психотерапии ― более глубокая интеграция личности путем раскрытия в себе образа Божьего. Мы надеемся, что представленные материалы позволят читателям не только продвинуться на пути к собственной интеграции, но также станут эффективными инструментами  помощи другим на их пути к полной свободе, которую дает нам Иисус Христос.