(495) 925-77-13 Благотворительный фонд русское православие ИНСТИТУТ ХРИСТИАНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Ректор об Институте 2
Татьяна Ким. Путь христианской психологии в России. Введение к статьям из России.

Путь христианской психологии в России. Введение к статьям из России.

Татьяна Ким.

"Психология  имеет большое  прошлое, но довольно короткую историю" — это известное высказывание Г.Эббингауза  справедливо и в отношении христианской психологии  в нашей стране, история которой насчитывает всего несколько десятилетий, но  имеет корни, уходящие в далекое прошлое.

Если обратиться к   истории  России до революции 1917 года, можно проследить довольно тесную  связь  психологии с  христианством.

Первая книга по психологии была издана в Москве в 1796 году, и автором ее был диакон (впоследствии священник) Русской Православной Церкви И.М.Кандорский. С 17 века и до начала 20  психология преподавалась  в  духовных Академиях и семинариях, немало православных философов и богословов обращались к разработке психологических проблем.  Так постепенно формировалось религиозно-философское направление в русской психологии, позволяющее   ей  не утерять своего истинного  смысла (быть наукой о душе), и развиваться, опираясь на   Православную  антропологию.

 И хотя  в 19 веке господствующий в научном мире  материализм и позитивизм оттеснил это направление на второй план, оно продолжало существовать и  безусловно имело потенциал для дальнейшего развития.

   Однако  драматическая история России 20 века — октябрьский переворот 17 года и последующие за ним годы  безбожной советской власти — сделали невозможным  даже упоминание о христианской психологии.  Кроме того, под запретом оказалась любая «психология с человеческим лицом», как представляющая собой опасность для господствующей идеологии. Тоталитарная советская система была направлена  на подавление индивидуальности, уничтожение "человека в человеке", дискредитацию духовных ценностей.  Психологическая наука в России (безусловно, успешная в определенных областях) развивалась в жестких условиях подчинения марксистской идеологии, агрессивной атеистической пропаганды, запрета любого позитивного упоминания религии в психологической литературе. Профессор Б.С. Братусь вспоминает, как в 80- е годы прошлого века редактор требовал вычеркнуть из научных работ по психологии  слова «грех» и «милосердие»  как напоминающие о религии.

  Только в 90-е годы ХХ века, во времена «перестройки»,  когда  страна вступила в новый   -  постсоветский период, и идеологическое давление государства ослабло, некоторые из  психологов  воспользовалась этим, чтобы осуществить свои давние чаяния и  открыто обратиться к религиозной, христианской тематике.

  Первое событие, послужившее импульсом  для развития христианской психологии, произошло в стенах Московского Государственного Университета.

    Там в апреле 1990 года на факультете психологии состоялся первый семинар «Психология и религия»,  он  проходил  под руководством профессора Б. С. Братуся и ставших затем священниками Бориса Ничипорова и Иоанна Вавилова  и вызвал такой интерес, что решено было превратить его в постоянный и регулярный. Так родился первый в истории Московского университета Семинар по христианской психологии и антропологии. Помимо известных психологов ( Ф. Е. Василюк, В. И. Слободчиков,  В. В. Рубцов и др.) участниками семинара были литературоведы, искусствоведы, историки, философы.  Интерес  был огромным,  по воспоминаниям участников, семинары длились  часа по три, без перерыва, потом продолжались обсуждения за  чаем, разговоры в коридорах, споры.

 Именно вокруг  этих семинаров стало постепенно образовываться сообщество христиански ориентированных ученых и студентов.

  В начале 90-х годов  на кафедре общей психологии факультета психологии МГУ усилиями проф. Б. С. Братуся и его  сотрудников была организована специализация по психологии религии, а фактически – по христианской психологии. Таким образом был сделан первый шаг и в области христианско-психологического образования.

 

   Дальнейшее становление и развитие христианско-ориентированной психологии отмечено целым рядом значимых событий: это и создание Лаборатории христианской психологии (правда, под другим официальнным названием) при Психологическом институте РАО, которую возглавил проф. Б.С. Братусь, и проведение ряда научных конференций и семинаров, в том числе международных, в Москве и Санкт-Петербурге, посвященных проблемам христианской психологии и антропологии, издание первых учебников по христианской психологии.

Важным событием  стали специальные выпуски  по христианской психологии (первый - в 1997 г.) Московского психотерапевтического журнала.  Создатель и главный редактор журнала — известный психолог и психотерапевт профессор. Ф.Е. Василюк.

  Некоторые из статей, представленных в этом издании впервые были опубликованы  в Московском психотерапевтическом журнале.

 

 В Санкт-Петербурге в 90-е годы также развивалась собственная школа христианской Православной психологии.  Среди известных ее представителей - Ю.М. Зенько, Л.Ф. Шеховцова, священник Владимир Цветков и другие.

В 2008 г. было основано Общество  православных психологов Санкт-Петербурга. 

 

В 2000 году красноярскими психологами, заинтересованными в соединении своей профессиональной деятельности с христианской верой, был основан Центр психологического консультирования, который позже (в 2008 году) получил название «Авигея». Возглавляет центр психолог и психотерапевт Елена Стриго. На формирование профессиональной позиции  христианских психологов Красноярска повлияли известные российские психиатры и психологи, такие как Марк Бурно (создатель терапии творческим самовыражением), Федор Василюк.  В организационном плане примером для Центра послужила Академия Христианской психологии ИГНИС в Германии. С 2007 года Красноярский Центр  психологического консультирования представлен в Европейском Движении Христианской Антропологии Психологии и Психотерапии. (EMCAPP). Участие в  EMCAPP способствовало созданию христианского подхода в терапии психологической травмы, который сейчас развивают психологи центра «Авигея».

 

   Принципиально значимыми  для каждой науки являются  вопросы подготовки специалистов,  система образования. Работа православных психологов и антропологов принесла свои плоды и в этой области.

 В 2002 г. при Российском православном институте св. Иоанна Богослова был  открыт психологический факультет – первый  в системе православного образования. Факультет был создан усилиями  православного священника и психолога  Андрея Лоргуса,  который стал  деканом факультета.

  Это был  важный опыт создания  такой образовательной программы по психологии, которая бы полностью соответствовала христианскому мировоззрению и современным церковным задачам. Такой опыт оказался удачным.

  Когда в силу ряда причин потенциал развития этого  факультета оказался исчерпанным, возникла необходимость создать научное образовательное учреждение с бóльшими возможностями и перспективами.

   В 2009 году под руководством священника (ныне протоиерея) Андрея Лоргуса был создан  Институт Христианской психологии (Москва).

 Пока это единственный подобный Институт в системе современного Российского образования. Он создавался как учебный, просветительский и научный центр, обеспечивающий базу для дальнейшего развития христианской психологии,  для  поддержки усилий, направленных на развитие социального церковного (православного) служения — служения, так необходимого обществу.

   Образовательная программа Института — уникальное сочетание духовной традиции Православия, христианской антропологии и современной научной психологии.

 Институт ведет  как образовательную деятельность, так и научную, просветительскую, принимает участие в международных проектах. Ректор Института — протоиерей  Андрей Лоргус является членом Правления Европейского Движения Христианской Антропологии  Психологии и Психотерапии ( ЕMCAPP). В мае  2010 года  в Институте христианской психологии, в Москве, проходил X Симпозиум EMCAPP.

При Институте  работает психологический консультативный и образовательный центр «Собеседник», который возглавляет  христианский психолог-консультант О.М. Красникова.

В 2011 году  был вновь открыт факультет психологии Российского Православного университета, Ректор – игумен Петр (Еремеев), декан – священник Петр Коломийцев, научный руководитель – проф. Б. С. Братусь.

Таким образом,  постепенно расширяются возможности обучения и подготовки специалистов в области христианской психологии.

Христианская психология  в России проходит  путь  своего становления с самого начала сталкиваясь с непониманием других членов психологического сообщества, с критикой и противостоянием.

Христианских психологов обвиняют в нарушении принципа светскости образования, в подрыве научной психологии и т.п.  До сих пор ведутся дискуссии о возможности существования христианско-ориентированной психологии как науки.

Христианским психологам приходилось сталкиваться  с настороженным  и негативным отношением к себе и со стороны священников Русской Православной Церкви.

Хотя острота противостояния сейчас немного сглаживается, при многих приходах созданы психологические службы, работают православные психологи-консультанты, но непонимание остается, остаются вопросы и возражения коллег-психологов, которые не изменились с тех пор, как начала строиться христианская психология. Например: «Наука и религия – совершенно разные вещи и их нельзя сравнивать и соединять. Отменяются ли прежние достижения научной психологии в свете психологии христианской?»

 В статье «Заметки о внешнем оппонентном круге христианской психологии» профессор Б.С. Братусь  отвечает на  критику основных оппонентов, последовательно отстаивая позиции духовно-ориентированной христианской психологии  в лучших традициях научной полемики, с присущим автору чувством юмора и блестящей эрудицией.

 Тема совместимости науки и религии,  современной психологии  и христианства занимает важное место в статье  психолога  и антрополога протоиерея Андрея Лоргуса «Христианская психология в рамках гуманитарной парадигмы». Показывая, что обретение христианской психологией своего места в системе  гуманитарных наук является непростой проблемой, автор выражает мнение о необходимости расширения границ классической психологии, и, соответственно, о пересмотре, расширении ее предметной области.

Любая психология, не только христианская, но светская, невозможна без ее связи с базовым антропологическим знанием, с определенной системой представлений о человеке.

Христианская психология в России развивается в тесном взаимодействии с современной  православной антропологией, и только на богословской антропологической  основе может быть выстроена христианско-психологическая концепция личности. Развитию этой фундаментальной темы посвящена вторая статья протоиерея Андрея Лоргуса «Христианско-психологическая концепция личности: православный подход». Православное учение о  личности человека стало формироваться только в 20 веке.   Вклад в разработку концепции личности внесли  известные  русские богословы, среди которых особо следует выделить труды В.Н. Лосского. 

Представляя в своей статье современное богословское понимание  личности, протоиерей Андрей Лоргус намечает пути построения на ее основе  психологической персонологии.  Автор выдвигает рабочую гипотезу личности в  христианской психологии, четко отделяя при этом философско-богословский подход от психологического, и уделяя внимание   соответствующей концепции  личностного развития.

Ценность человеческой личности — уникальной, неповторимой, богоподобной — лежит в основе практики христианской психотерапии. Это подчеркивает в своей работе "Особенности христианской православной психотерапии и консультирования. Размышления христианского психолога"    православный психолог-консультант О.М. Красникова, показывая, каким образом духовные и нравственные христианские ценности могут проявляться в практике духовно-ориентированного психотерапевта при работе как с верующими, так и с неверующими клиентами или представителями других вероисповеданий. Говоря о задачах христианской психотерапии, О.М. Красникова  связывает их с  определенным пониманием личностного и духовного пути, обозначая те ориентиры, направления, в которых продвигается человек в ходе духовно-ориентированной психологической работы.

   Тесная связь теории и практики - авторских теоретических концепций с практикой психотерапии и пастырского душепопечения - находит отражение  в  работе известного психолога и психотерапевта проф.  Ф.Е. Василюка «Молитва и переживание в контексте душепопечения ».  Ф.Е. Василюк, много лет  возглавляющий факультет психологического консультирования в МГППУ,  известен своими исследованиями в области методологии психологии, психологии сознания, психотерапии и христианской психологии, он создал авторскую психотехническую систему - понимающую психотерапию, разработал теорию переживания как особого вида деятельности, направленного на восстановление жизненного смысла. ( книга Ф.Е.Василюка «Психология переживания» была издана на английском языке в США в 1992 г.). В статье, опубликованной в этом журнале, рассматриваются  возможные соотношения между процессами переживания и молитвы, влияние молитвы на переживание, в рамках данной концепции  формулируется формула духовной психотерапии :"на место переживания должна прийти  молитва". Теоретические положения автор  иллюстрирует яркими примерами из литературы и психотерапевтической практики.

 

   Работа психотерапевта Елены Стриго «Психическая реальность и образ Божий в христианской психотерапии»  раскрывает важность духовного измерения в  христианской психотерапевтической практике.  Уделяя большое внимание  работе с психологической травмой,  Елена Стриго подчеркивает, что при этом важно принимать во внимание не только традиционные для психологии клинические аспекты личностной диссоциации, но и более глубокие уровни рассогласованности структур души, порождающие «боль души», такие как несоответствие психической жизни образу Божьему, данному каждой душе при сотворении. Описывая  различные ипостаси (тропосы) человеческой души, автор выделяет исцеляющую ипостась как место приложения терапевтических усилий, направленных на восстановление целостности души. В качестве иллюстрации рассматривается пример из психотерапевтической практики.

    В разделе журнала, посвященном практике христианской психотерапии, представлено несколько статей, свидетельствующих о  большой творческой активности христианских психологов-практиков.  Не все методы различных школ светской психотерапии, могут быть  в  использованы в духовно-ориентированной христианской терапии. Христианские ценностные принципы предполагают отказ от всех манипулятивных методик, и тех, которые действуют «в обход» сознания человека. Творческое применение существующих методик и создание новых способствуют дальнейшему развитию христианской психотерапии.

   В статье психологов Т.Григорьевой, Ю.Соломоник и М. Юбер из Красноярского Центра Психологического консультирования «Авигея» описана разработанная ими методика, использующая символизм волшебной сказки   в сочетании с элементами терапии творческим самовыражением  для работы с клиентами, пережившими психологическую травму. Символическая интерпретация при этом дается в соответствии с системой христианских духовных и нравственных ценностей.  Как показала практика, метод способствует восстановлению связей между различными личностными уровнями, позволяет человеку восстановить нравственное самосознание, нарушенное травмой. Статья сопровождается прекрасными фотоиллюстрациями, дающими живое представление  описанной методики.

    Работа красноярского психолога  Марины Труфановой   «Опыт практического исследования образа Богородицы в психотерапии травмы» представляет  описание психотерапевтического метода с  использованием иконографии образа Пресвятой Богородицы. В работе с групппой переживших психологическую травму, по свидетельству автора, «было, безусловно, важно, что через этот опыт творческой встречи с образом Богоматери состоялась встреча с собой, как обретение внутренней опоры веры и любви.»

    О методике личностной идентификации «Матрешка» - психодраматической  технике ролевой игры, где используется традиционная русская игрушка  — рассказывают психологи прот. Андрей Лоргус и Виктор Семенов. Методика  позволяет легче работать с

глубинами личности благодаря особой роли, через посредничество игрушки. Предел глубины в работе при этом определяется степенью готовности клиента заглянуть внутрь себя. Для христианской психотерапии имеет большое значение такой уровень глубины, в которой могут быть осмыслены отношения с Богом.

    Метод Библиодрамы совсем недавно стал осваиваться христианскими психологами в России. Первые группы по Библиодраме стали проводиться в Московском Институте Христианской психологии. В статье Ольги Красниковой «Библиодама на Святой Земле» рассказывается об этом новом, но уже достаточно популярном направлении психологической работы.  О его плодотворности свидетельствуют отзывы участников выездной группы Библиодрамы на Святой земле.

    Традиционная рубрика журнала, посвященная людям искусства, на этот раз включает в себя фоторепортаж с кратким комментарием, который знакомит читателей с Алексеем Петровичем Арцыбушевым — художником,  верным христианином, много претерпевшим за свою веру, человеком с непростой судьбой и удивительной семейной историей.

  Алексей Петрович уже перешагнул 90-летний рубеж, в одном из интервью он говорит, что чем дольше он живет, тем более явственным становится для него опыт жизни по вере, свидетелем которого он был в детстве. Он видит своей задачей сохранить память о тех людях, которых Господь дал ему в учителя, поэтому делает усилия, несмотря на преклонный возраст, чтобы встречаться с людьми, писать и издавать книги.  Те, кто хочет больше узнать об этом замечательном человеке,  могут прочитать его книгу «Милосердия двери».

 

 Представляя статьи из России, говоря о пути христианской психологии в нашей стране и о нашем опыте, мы искренне надеемся, что больше узнавая друг о друге, христианские психологи из разных стран будут идти по пути взаимопонимания  и творческого использования  накопленного опыта. Не забывая о том, что «если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его»,  мы посвящаем наши усилия Господу и просим  Его о благословении нашего общего дела — построения здания христианской психологии.

 

 

Литература

Братусь Б.С. Заметки о внешнем оппонентном круге христианской психологии. // Московский психотерапевтический журнал : Специальный выпуск по христианской психологии – 2007- №3. – с. 32-56.

Зенько Ю. М. Психология и христианство в России: основные работы, авторы и темы с 1724 по 1925 г. //  публикация на сайте Общества православных психологов Санкт-Петербурга / oppspb.orthodoxy.ru/Text/m-ze-1.html

Зенько Ю. М. Современная христианская психология и антропология в России. История и библиография // Московский психотерапевтический журнал. 2008, № 3 (58), с. 145-188.

 

Зенько Ю.М. Трехвековой диалог психологии и религии в России.// Христианское чтение. 2000, № 19, с. 82-164

Начала христианской психологии. Учебное пособие для вузов. Отв. ред. Б. С. Братусь// М.: Наука, 1995.