(495) 925-77-13 Благотворительный фонд русское православие ИНСТИТУТ ХРИСТИАНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Ректор об Институте 2
Личностная и безличная религиозность: психологическая модель и ее эмпирическая верификация. Ромуальд Яворский,

Ромуальд Яворский, Польша. Доктор наук, психолог, психотерапевт, супервизор, католический священник, профессор, президент Ассоциации Христианских Психологов Польши и директор Психотерапевтического курса АХП. Автор нескольких книг («Психологические корреляты личностной религиозности», «Гармония и конфликты», «К полноте жизни») и статей по психологии религии и пасторства.

 

Психология религии обращается ко многим важным вопросам о происхождении, структуре и функциях религии в жизни человека  и общества. Какова роль религии в жизни человека? Каким образом можно измерить религиозность? Каковы показатели хорошей, здоровой и зрелой религиозности? Препятствует или способствует религия развитию и интеграции личности? Эти вопросы до сих пор остаются открытыми и востребованными, а ответы, которые дают на них психологи, представляющие различные методогические подходы и антропологические принципы, спорны и неоднозначны. Это одна из причин, почему роль религиозного опыта в развитии зрелой личности стала предметом изучения исследователей из Католических университетов в Дублине и Варшаве. Особое внимание уделялось личностному аспекту общения человека с Богом, как важнейшей составляющей религиозного опыта .  Решение изучать именно это явление было продиктовано   его актуальностью как для психологии религии, так и для основополагающих философских и богословских положений, касающихся христианской религии (и религиозности).

Христианство — это личные отношения между Богом и человеком (даже если иногда они искажаются и принимают форму инструментальных), в которых предполагается сосуществование трех элементов:

a) субъект религиозного опыта — это человек как личность со всеми присущими ей чертами и особенностями

b) объект и адресат этого опыта —  Бог как Личность

c) между Личностью Бога и человеком существует особый вид связи.

Люди, считающие себя христианами, призваны реализовывать личностно-центрированную форму религиозности. Данная модель религиозности (нормативно-институциональная) может быть названа «личностной религиозностью». Психологическое действие этого понятия имеет не только теоретические, но и практические результаты, поскольку научное исследование дает возможность оценить глубину личной включенности в религиозных переживаниях и обнаружить особенности психологии и социального поведения людей с разной степенью личностной религиозности.

 

1. Теоретическая модель персональной религиозности

Мы говорим, что люди, в чьей религиозности преобладает межличностный контакт с Богом, обладают личностной религиозностью. С другой стороны, можно сказать, что люди, воспринимающие Бога инструментально (или как объект, вещь) , проявляют безличную религиозность. В процессе психологического анализа личностной и безличной религиозности учитывались особенности субъекта и объекта религиозных переживаний, а также свойства взаимоотношений между субъектом и объектом.

Личностный и безличный типы религиозности разделены с точки зрения понимания человеком его религиозной жизни в терминах философии, теологии и психологии религии и особенно психологических знаний о межличностных отношениях. Характеристики межличностных связей,отношений и позиций перенесены на отношения между человеком и  Богом как Личностью.

Переживание личностью как субъектом религиозного опыта контакта с Богом (с Сакральным),  характеризуется различными особенностями, зависящими от типа его религиозности.

Что существенно отличает личностную религиозность — это то, как человек воспринммает Бога в соответствующих формах религиозной жизни. Важный элемент личностного типа религиозности — это определенный тип отношений между личностью человека и Богом.

Ниже представлена таблица, показывающая различия между двумя типами религиозности в характеристиках субъекта и объекта религиозного опыта и типах религиозных отношений.

 

Характеристики религиозности

Личная религиозность                                                                       Безличная религиозность

                                   Характеристики субъекта

Активность                                                                                                                             Пассивность

Вовлеченность                                                                                                                       Безразличие

Спонтанность                                                                                                                         Отсутствие спонтанности

Креативность                                                                                                                          Имитация

Открытость                                                                                                                            Изолящия

Терпимость                                                                                                                             Нетерпимость

Автономия                                                                                                                              Гетерономия

Ощущение свободы действий                                                                                                  Отсутствие ощущения свободы действий

Чувство ответственности                                                                                                         Отсутствие чувства ответственности        

Понимание целесообразности                                                                                                  Экзистенциальная дезориентация

Аллоцентризм и альтруизм                                                                                                       Эгоцентризм и эгоизм

Стабильность                                                                                                                         Непостоянство

                                   Характеристики объекта

                                               Бог как

Личность                                                                                                                                Объект

Безусловная ценность                                                                                                             Инструментальная ценность

Главная ценность                                                                                                                    Второстепенная ценность

Интериоризированная ценность                                                                                               Неинтериоризированная ценность

                                   Характеристики взаимоотношений

Диалогические                                                                                                                        Монологические

Взаимные                                                                                                                               Односторонние

Прямые                                                                                                                                 Непрямые

Действеные                                                                                                                            Недейственные

.

Личностная религиозность — это форма переживания контакта с  Богом как Личностью, в котором человек участвует всем своим существом. Личность как субъект религиозных отношений в партнерском диалоге с Богом вовлекает все свое «Я» в непосредственную и действительную встречу с Божественным «Ты». В своих действиях такой человек чувствует свою свободу и способность к творчеству, он знает о своих целях и испытывает гордость, будучи христианином. Он осознает, что сам формирует свои отношения с Богом и чувствует свою ответственность в этом процессе. Личный Бог интегрирует систему ценностей  человека. Отношения человека с Богом характеризуются взаимным, активным присутствием и любовью. Для человека это главная, вечная и непреходящая  ценность, которая, однако, не противодействует его открытости к новым знаниям и опыту.

 С другой стороны, безличная религиозность — это такой тип отношений человека с Богом, где Бог воспринимается как объект или инструмент удовлетворения эгоистических нужд человека. Такие отношения обычно имеют форму одностороннего монолога. Безличная религиозность основана на имитации и может обладать признаками суеверия (магии). Здесь контакт с Богом подчиняется другим целям и направлен на  достижение иных ценностей, а не  Самого Бога. В подобных отношениях личность часто чувствует внешнее принуждение либо остается пассивной и безразличной. Отсутствие чувства ответственности освобождает человека от необходимости углублять эти отношения или творческого поиска новых форм выражения. Таким образом, религия и Бог становятся второстепенными, внешними ценностями, изолированными от других сфер жизни. Принадлежность к религии не является поводом для гордости (чувства самоуважения) у людей с безличностной религиозностью. Религиозные действия используются как инструмент для достижения других целей. Обычно в них отсутствует внимание к действительным и непосредственным отношениям с Богом.

Данная теоретическая модель личностной религиозности потребовала научной разработки метода,  позволяющего разделить группы с экстремальными (высокими и низкими) уровнями личностной религиозности и соответствующего всем методическим стандартам. Для этих целей  была создана Шкала  персональной религиозности (ШПР).

 

2. Шкала персональной религиозности

Начальная стадия разработки методики включала подбор широкого спектра высказываний, определявших личную оценку религиозности либо ее отсуствия. После предварительной сортировки и оценки с точки зрения диагностической ценности судейской коллегией,  100 высказываний были включены в тест, названный Шкалой персональной религиозности (ШПР).

Дальнейшая работа над ШПР была сосредоточена на определении высказываний с наибольшей дискриминационной способностью и диагностической ценностью. Конечный вариант ШПР состоит из инструкций и 30 высказываний. Надежность шкалы высока, по результатам повторных испытаний для отдельных вопросов она составляет от 0.69 до 0.85 (по коэффициенту Спирмена).

 

Ниже приведены высказывания, включенные в шкалу:

1. Вера помогает мне понять смысл жизни.

2. Я следую многим религиозным практикам по рекомендации других людей.

3. Я думаю, что Бог — любящий Отец, а не Судья.

4. То, что другие считают ударом судьбы, для меня — Божья воля

5. Дела Божьи — мои дела.

6. Мне не знакомо религиозное созерцание.

7. Когда я вижу, что мир полон страданий, и думаю о всемогуществе Бога, то чувствую возмущение по отношению к Богу.

8. Я стараюсь регулярно углублять свои религиозные знания.

9. Наш выбор стиля жизни должен согласовываться с тем, чего Бог от нас ожидает.

10. Я верю в   Бога,отдаленного от  мира, который не вступает в личные отношения с людьми.

11. Человек отвечает перед Богом за все, что он думает и чувствует.

12. Религия значительно влияет на мои повседневные решения.

13. Я часто молюсь за других.

14. Я избегаю некоторых действий из страха Божьего наказания.

15. Я осознаю, что нахожусь в контакте с Богом даже тогда, когда работаю или развлекаюсь.

16. Я верю, что Бог внутри меня.

17. Я стараюсь понять Божью волю и отвечать на нее своей жизнью.

18. Религиозные практики не очень важны в моей жизни.

19. Бог — строгий Судья и не имеет жалости к людям.

20. Я хотел бы, чтобы каждое мое действие было знаком моей любви к Богу.

21. Мои моральные установки вытекают из моих религиозных убеждений.

22. Я часто чувствую, что Бог рядом.

23. Религиозные созерцания для меня - источник счастья.

24. Я горжусь тем, что я христианин.

25. В повседневной жизни я не чувствую связи с Богом

26. Я часто обращаюсь к Богу с благодарственной молитвой.

27. Я получаю удовлетворение от вовлеченности в жизнь церкви.

28. Я не думаю, что у Бога есть  особый план по поводу меня.

29. Я часто думаю о вещах, связанных с Богом.

30. Обстоятельства жизни не позволяют мне углублять мою религиозность.

 

Испытуемым предлагается отметить, насколько их вера и поведение согласуются с данными высказываниями по следующей шкале:

7 – Совершенно согласен

6 – Согласен

5 – Скорее согласен

4 – Neither agree or disagree

3 – Скорее не согласен

2 – Не согласен

1 – Совершенно/категорически не согласен

 

Ответы на вопросы 2, 6, 7, 10, 14, 18, 19, 25, 28 и 30 должны обрабатываться в обратном порядке, то есть высшая оценка по шкале (7) учитывается как низшая (1). Максимальное количество баллов в ШЛР — 210, минимальное — 30.

Содержание высказываний было проанализировано компетентными специалистами и разделено на  подгруппы. Таблица, приведенная ниже, показывает, каким образом было произведено распределение.

 

Подгруппа  Номер утверждения

Вера (FA) 1, 3, 4, 7, 10, 16, 19, 28

Мораль (MO) 9, 11, 12, 14, 17, 20, 21

Религиозные практики (RP) 2, 6, 8, 13, 18, 23, 26, 27, 29

Религиозное «Я»(RS) 5, 15, 22, 24, 25, 30

(самоидентификация)

 

3. Результаты тестирования с помощью ШПР и других методов

Изучение религиозности респондентов просходило в два этапа. На первом они были разделены на две группы, согласно их собственным представлениям о своей религиозности по ШПР, затем религиозность в той же выборке была более тщательно исследована другой тестовой методикой.

Результаты показали яркую эмпирическую картину личностной и безличной религиозности. Тесты содержали вопросы, касающиеся концепции Бога, которой придерживались испытуемые и самооценки их религиозной жизни. Респондентов попросили выбрать пять из 24 предложенных имен Бога, которые они считали наиболее подходящими. Среди них были: Создатель, Любовь, Безграничное Совершенство, Милость, Судья, Конечная Цель, Отец, Истина, Святость, Добродетель, Провидение, Сила, Друг, Необходимое Условие Бытия, Мудрость, Первая Причина, Абсолют, Демиург, Хранитель, Господь, Личность, Красота, Законодатель и Разум.

Результаты показали некоторые важные отличия в восприятии Бога между двумя группами. Респонденты в группе личностной религиозности чаще всего выбирали Бога Создателя, Любовь, Безграничное Совершенство, Милость и Судью. В их видении Бога любовь предшествовала правосудию, хотя оба аспекта относились к Его сущности. Респонденты группы безличной религиозности склонялись к определению Бога как: Силы, Мудрости, Абсолюта, Господа и Разума. Эти имена подчеркивают безличную концепцию восприятия Бога и концентрацию на более материальных аспектах.

Испытуемые с личностной религиозностью верят, что Бог — Создатель, полный любви и милости. Сам Бог есть Любовь. Это высшая, совершенная Любовь. Кроме того, Бог назван Безграничным Совершенством. Тем не менее, любовь эта не слепая и не попустительская. Бог есть Любовь и Милость, но также и Судья. Любящий Господь также ожидает со стороны человека отношения любви и будет судить его в этом отношении. Образ любящего Бога преобладает среди людей с личностной религиозностью.

Испытуемые с безличной религиозностью показали другое понимание Бога. Для них Он отдален от человека. В данном контексте даже такие имена как Святость и Конечная Цель показывают дистанцию между Богом и человеком. Таким образом, люди с такими воззреениями создают образ Бога, в котором преобладают всемогущество, суровость, дистанция и сила. Этот факт также статистически подтверждается более частым выбором таких имен Бога как Сила, Мудрость, Абсолют, Господь и Разум. Все эти определения подчеркивают безличное восприятие Бога, и обнаруживают чисто внешнюю зависимость человека от своего Создателя и Господина. Возможность личной встречи с Богом как Другом, являющим собой Любовь, Божественный Промысел - все это второстепенные ценности для людей с безличной религиозностью. 

Результаты ШПР были также сопоставлены с результатами Шкалы Самооценки Религиозности (ШСР)  той же группы. ШСР описывает пять параметров:

первые три из них относятся к  проявлениям религиозности в области знания догматов, эмоциональной привязанности к религии и уровню вовлеченности в религиозные практики. Четвертый аспект более конкретный и касается степени соответствия добродетельной жизни человека с  исповедуемой им верой. Последний параметр ШСР описывает личную связь с Церковью как официальным представительством религии или деноминации.

При ответе на вопросы шкалы испытуемые с личностной религиозностью показали результаты выше средних по всем пяти параметрам. Самые высокие баллы были в оценке их эмоциональной связи с религией и немного меньшие — касающиеся личной связи с Церковью. Самые низкие оценки в этой группе были даны уровню знания религиозных догматов, тем не менее они также выше средних.

В свою очередь, испытуемые с безличной религиозностью показали средние баллы в области соответствия их добродетельной жизни и религии.  По остальным шкалам группа показала результаты ниже математической медианы. Самые низкие оценки были даны вовлеченности в  религиозные практики и знанию религиозных догм. Наибольшее расхождение между группами с личностной и безличной религиозностью  было выявлено в отношении эмоциональной связи с религией и Церковью. Наименьшее различие (но все же статистически значимое) наблюдается по шкале связи между добродетельной жизнью и религией.

 

4. Личностные характеристики людей, представляющих различные типы религиозности

В целях лучшего психологического описания людей с личностной и безличной религиозностью, дальнейщее исследование проходило с использованием Контрольного списка прилагательных (КСП) и   Шкалы тревожности IPAT (АSQ)  ( также известной как  Самоаналитическая Форма  Кеттела).

Результаты  тестов более 300 взрослых показали, что исследуемые группы имели высоко дифференциированные профили личности.  В контексте исследования было выделено два различных  типа (структуры)  личности. Результаты по Шкале Тревожности IPAT  также подтверждают это расхождение, так как показывают существенные различия в уровне общей тревожности и еще большие различия в скрытой тревожности.

 Психологический анализ вышеназванных личностных факторов  показал, что  различия достаточно глубоки и касаются не только некоторых вторичных характеристик личности, но самой ее структуры. Различия коснулись таких фундаментальных аспектов как степень личностной интеграции, уровень адаптации и отношение к себе и окружающим.

В исследуемых группах уровни личностной интеграции выявлявлялись и по КСП и по ASQ.

Испытуемые с личностной религиозностью характеризуются более высоким уровнем личностной ингерации, чем испытуемые второй группы. Они показали высокие баллы в отношении самопринятия/самоодобрения и последовательны на пути саморазвития. Для них высока ценность внутренней гармонии и стремление двигаться в этом направлении. Самоконтроль, упорство и последовательность — наиболее предпочитаемые черты личности в группе с личностной религиозностью, которые показывают общую тенденцию к достижению более высокого уровня личностной интеграции. Это также подтверждается отсутствием проявлений явной либо скрытой тревожности, что несомненно свидетельствует о том, что испытуемые из группы с личностной религиозностью обладают сильным «Я». Течение их жизни осознанное и упорядоченное; их воля сильна, они уравновешены и упорны.

Испытуемые с безличной религиозностью показали значительно более высокие уровни скрытой тревожности. Они обладают слабым «Я» (слабая воля, сниженный самоконтроль, повышенная возбудимость, нетерпеливость/раздражительность). Также низкая степень самопринятия/самоодобрения показывает низкий уровень личностной интеграции. 

Более того, личностная интеграция тесно связана с уровнем адаптации личности. Низкие показатели уровня адаптации респондентов группы с безличной религиозностью определяются высоким уровнем скрытой тревожности так же, как и относительно малой верой в себя и сложностями в сфере контроля за внутренними импульсами.

При рассмотрении уровня социальной адаптации, люди с безличной религиозностью оказываются в менее благоприятной позиции. Они больше склонны к конфликтам, стремятся к доминированию и достижению внутренней автономности. Различные формы агрессивного поведения принимаются в качестве подходящего способа регулирования отношений с окружающим миром. Люди с личностной религиозностью показывают более высокий уровень общей адаптации по отношению и к себе, и к окружающим.

 Респонденты с личностной религиозностью очень требовательны к себе и имеют высокое чувство ответственности. Они как правило оптимистичны и позитивно относятся к жизни, показывают чрезвычайно высокий уровень уверенности в себе. Если говорить об эмоциональности этих людей, то они очень дисциплинированы, спокойны, уравновешены и всегда владеют собой.

С другой стороны, респонденты с безличной религиозностью имеют низкий уровень самопринятия и,  в то же время, стремятся достичь большей уверенности в себе и независимости. Они прагматично сосредоточены на себе; они ни на кого не рассчитывают, только на себя. Они подвержены чувствам неполноценности, неудовлетворенности, обладают слабой волей и низкой самооценкой.

Испытуемые с личностной религиозностью  очень аллоцентричны и альтруистичны по отношению к окружающим. Они не только страются понять других людей, но также выражают  готовность помогать им в личностном развитии. Люди с личностной религиозностью стремятся к эмоциональному принятию  и даже порой бывают готовы к самоунижению или повиновению. Их самоконтроль и усилия социально ориентированы. Они нуждаются в других людях и сами готовы помочь другим. Социальные отношения для них комфортны. В окружении с удовлетворением отмечают их открытость, теплоту, добросовестность, упорство и обязательность.

С другой стороны, люди с безличной религиозностью более сдержаны в отношения с другими людьми. Их отношение к окружающему миру можно охарактеризовать как подозрительное и агрессивное, оно может проявляться в демостративном критиканстве либо безразличии. Они не проявляют участия к делам других людей, все их действия эгоцентричны и направлены на подчинение других. В личных отношениях они всегда стремятся взять верх над другими и навязать им свою волю.

Изучаемые группы также показали различную структуру своего «Я». Люди с безличной религиозностью показали закрытость «Я», тогда как вторая группа — открытость «Я» Богу, окружающим людям и миру. Респонденты с безличной религиозностью сконцентрированы на себе и очень избирательны в контактах с людьми, в зависимости от своих нужд и всегда обороняют свое «Я». Они также очень ограничены в исследовании окружающего мира, поскольку видят лишь внешние проявления происходящего вопкруг. Полные страха перед миром, который кажется им ужасным и опасным, все усилия они направляют на защиту «Я». Эта защитная установка заставляет их проецировать свои предубеждения на других людей. Кроме того, индивиды с безличной религиозностью принимают требования относящиеся к моральным и религиозным нормам как внешние, и неосуществленные нужды этих людей усиливают их чувство фрустрации и тревожность.

Результаты тестов, показывающие реальное и идеальное видение себя, систему потребностей, уровни самопринятия и тревожности также значительно различаются у двух групп. Эти различия гораздо больше, чем по другим критериям, определяющим тип религиозности.

Данные результаты подтверждают разделение типов религиозности в соответствии с личностным аспектом отношений между человеком и Богом. Они также показывают, что процессу формирования интегрированной, адаптированной и зрелой личности может способствовать наличие личностных отношений между человеком и окружающей его реальностью. Особую значимость обретает встреча  человека с Богом, в отношениях с Которым формируется человеческая личность.

Следовательно, персонализация либо деперсонализация отношений человека с окружающей действительностью — это главный показатель развития его личности.

Исследования личной религиозности привело к важным открытиям на нескольких уровнях:

•  На методологическом уровне - философия религии и теология показали свою состоятельность и жизнеспособность для исследований в сфере психологии религии.

• Принятие личностного видения человека в исследовании религиозности сделало возможным использование того же концептуального аппарата в психологии и других сферах науки относящихся к религии.

• Изучение личностной и безличной форм религиозности показало в новом свете роль религиозности в развитии и интеграции личности человека.

На основании полученных результатов можно констатировать, что некоторые психологические концепции (такие как марксизм и некоторые психоаналитические направления) подчеркивающие деструктивный характер религии в интеграции человеческой личности и считающие ее источником неврозов и психозов, на самом деле касаются именно безличной религиозности, оставляя без внимания другой тип. На другом полюсе -  гуманистические и экзистенциальные направления психологии, которые склонны оценивать роль религии в человеческой жизни положительно, но уделяют слишком мало внимания, либо вовсе игнорируют безличную форму религиозности, которая наблюдается у многих индивидуумов и  целых социальных групп.

На практике существуют по крайней мере два различных типа религиозности, один из которых (личностная религиозность) положительно коррелирует с психологической зрелостью, а другой (безличная религиозность) — с незрелостью, дезинтеграцией (недостаточной интеграцией) и меньшей адаптированностью личности. Вопрос, какой из типов религиозности более распространен, остается предметом дальнейших социологических исследований.

Приведенное исследование может также иметь практическое приложение. Психологическое описание личностной религиозности может быть взято за основу в процессе дидактической и педагогической пасторской деятельности, а разработанная методика (ШПР) может стать полезным диагностическим инструментом при изучении религиозности.

Журнал EMCAPP  № 1 2012 год