(495) 925-77-13 ИНСТИТУТ ХРИСТИАНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
А.Лоргус, В. Семенов. Методика личностной идентификации «матрешка»

Методика личностной идентификации «матрешка»

А.Лоргус, В. Семенов.

Методика личностной идентификации «матрешка» описана в книге Дэвида Киппера «Клинические ролевые игры и психодрама» (М., Изд-во "Класс", 1993). Видимо это первое печатное упоминание этой методики в русскоязычной психотерапевтической литературе. Каким образом  Д. Киппер познакомился с этой игрушкой, и как Матрешка стала использоваться в психотерапевтической методике пока неизвестно.

 «Матрешка» принадлежит к техникам ролевых игр. Эта техника, использующая «предмет-посредник, позволяет избежать дискомфорта, возникающего при вторжении чужого человека» (с.190) на свою территорию. Техника «Матрешка» заключается в «рассказе» протогониста  (или клиента, если работа проводится индивидуально) о себе. Беря в руки матрешку, а именно первую, самую большую, внешнюю часть игрушки, клиент говорит «Вот это я, каким я предстою перед людьми». И далее описывает себя в качествах личности  и особенностях поведения. Например, «Представительный, сильный, опытный, серьезный» и т.д. Затем раскрывает Матрешку, вынимает меньшую, а большую, о которой все сказано, собранную, ставит на стол.

«А вот это я для коллег. Таким я бываю на работе в своем отделе». Следует описание. Вторая часть ставится рядом с первой. Следующая Матрешка берется в руки со словами, например, «А это я с родными дома. Здесь я мягкий, добрый, уступчивый и т.д, и тп.»

С каждой следующей частью Матрешки, все меньшей и меньшей, описание себя становятся глубиннее и интимнее. Здесь возникает большее напряжение и эмоциональное волнение, так как человек раскрывает свои сокровенные мысли и чувства. Причем раскрывает, быть может, впервые, и не только для других, но и для себя. Поэтому работа с такой техникой должна быть очень осторожной. Для данной техники необходимо доверие клиента, а психотерапевту необходимо знание своего клиента.

Завершение техники Матрешка предполагает некий предел глубины, на которую клиент готов сейчас заглянуть в себя. Это может быть, например, «Это я наедине с самим собой», или «Это я, какой я есть на самом деле».

В групповой ситуации, участники группы поочеренои рассказывают про себя. Другие участники могут задавать вопросы относящиеся к каждой части Матрешки, основной смысл которых - "какой ты?".  После того, как все участники группы (желательный состав участников 8-10 человек, или большая группа делится на небольшие группы, в которых есть своя игрушка), рассказали про свои Матрешки необходима процедура шеринга. Рассказать об опыте, который получили участники в ходе работы, поделиться впечатлениями от рассказов других. При этом надо избегать интерпретаций, оценок и советов. Важно сосредоточиться на опыте, полученном в ходе групповой работы.   

Для христианской психотерапии имеет большое значение такой уровень глубины, в которой могут быть осмыслены отношения с Богом. Если клиент готов на такую откровенность, то он может сказать, выбирая самую маленькую, уже неразделимую фигурку матрешки: «А это я такой, каким меня видит Бог», или «Это искра Божия во мне», или «Это моя душа», и т.д.  Если техника выполняется не религиозным клиентом, то предел глубины может быть ассоциирован как «личное Я», например, «Это я, каким я себя не знаю, но интуитивно чувствую. Я есть, но не знаю, какой я».

 Техника Матрешки предполагает обязательный этап после самой работы. Это выявление и обсуждение чувств, возвращение в «себя», после роли «матрешки», а затем возможен анализ работы, открывшихся ролей, лиц, личин себя, взаимодействия уровней себя, защиты и отношения к глубинным слоям личности. В любом случае методика дает большой материал для самопознания и освоения себя.

Техника Матрешки позволяет легче работать с глубинами личности благодаря особой роли, через посредничество игрушки. В этой технике человек незаметно для себя самого прячется за внешней маской матрешки, оставляя в неприкосновенности собственное "я". И хотя он всё это видит и понимает, ему намного легче открыть своё сокровенное знание себя.

«Матрёшка» (предположительно от уменьшительного имени «Матрёна или Матрона, что означало "статная дама"») — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трех и более. Почти всегда они имеют овоидную («яйцеподобную») форму с плоским донцем и состоят из двух частей — верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и жёлтом платке. Предположительно, матрешка впервые появилась в девяностых годах XIX века. В Московскую игрушечную мастерскую "Детское воспитание" А. Мамонтова привезла из Японии фигурку лысого старика мудреца Фукурума. Она состояла из нескольких вложенных одна в другую фигурок. Токарь по дереву Василий Звёздочкин, трудившийся в этой мастерской, выточил из дерева похожие фигурки, которые вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин расписал их под девушек в русском стиле одежды. (http://www.thimble.h11.ru/mat2.html). Город Сергиев Посад, выросший вокруг Троице-Сергиевой Лавры, стал первым городом, в котором производили Матрешку. Ныне Матрешка стала одним из символов России для иностранцев. В русских домах матрешки встречаются редко, в основном, как чей-то подарок или сувенир, привезенный из поездки.

Российская игрушка Матрешка – яркая расписанная игрушка. Расписывают Матрешку по-разному, в разной палитре, с самыми разными рисунками и смыслами. Но для нашей методики нужна НЕ расписанная Матрешка. Матрешку вытачивают из дерева. Такой натуральной -  деревянной, Матрешка и используется в методике. Это важно для того, чтобы клиент или протогонист (в группе) не имел никаких ассоциаций с росписью игрушки; ни цвет, ни пол, ни возраст, ни костюм, ни социальное положение людей, чьи образы передаются в Матрешках, не должны мешать заместительной идентификации личности.