(495) 925-77-13 Благотворительный фонд русское православие ИНСТИТУТ ХРИСТИАНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Ректор об Институте 2
ВСТУПЛЕНИЕ

"Докладная Записка Митрополиту Евлогию", в которой о.С.Булгаков отвечает на Указ Московской Патриархии по поводу его учения, в глазах многих является исчерпывающим свидетельством о правомыслии о.С.Булгакова и о несостоятельности Указа, изданного без достаточного знакомства с его доктриной. Говорят даже, вслед за о.С.Булгаковым, о "неправославности" некоторых мнений м.Сергия1, главного обличителя софианства. Однако такие суждения являются следствием или полемического ослепления, или глубокого невежества столь многочисленной в наши дни богословствующей полуинтеллигенции, или же чаще всего, невольным выводом тех, кто лишь поверхностно и невнимательно знакомится с текстом Указа и Докладной Записки, не сверив их содержания, и затем выносят "общее впечатление": о.С.Булгакова обвиняют в том, чего он никогда не учил и не учит. В действительности, внимательное чтение обоих документов может привести только к обратному суждению: о.С.Булгаков не смог ответить на Указ Московской Патриархии прямым исповеданием того, что он учит, оправданием своей софиологии пред лицом Церкви. Он не ответил по существу ни на один пункт критики м.Сергия. "Докладная Записка" не ответ, а, чаще всего, уклонение от прямого ответа, оправдание не перед Церковью, а перед "общественным мнением". В конечном своем значении она - свидетельство о бессилии, о невозможности отстаивать софианство в качестве православной доктрины.

Чтобы никто не упрекнул нас в голословности и пристрастии, мы рассмотрим по существу все пункты ответа о.С.Булгакова, внимательно сравнивая два текста: Указ Московской Патриархии и Докладную Записку о.С.Булгакова.