(495) 925-77-13 Благотворительный фонд русское православие ИНСТИТУТ ХРИСТИАНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Ректор об Институте 2
Взгляд православной христианки на роль мужа в семье

студентка I курса
факультета психологии
Стеганцевой Веры

И себя и любимую ты созидаешь не в
радости тихой, а в муках и в горе, в слезах
и страданьях, в упорной, тяжелой борьбе.
Л. П. Карсавин

Взгляд православной христианки на роль мужа в семье

Есть порядок, установленный Богом для мужей, который можно выразить в четырех тезисах:

  1. Муж, люби свою жену.
  2. Муж, люби свою жену - заботься о ее духовном благополучии.
  3. Муж, люби свою жену – иди крестным путем впереди нее.
  4. Муж, люби свою жену – осуществляй свою власть в смирении.

Спросите обычного мужа: “Любите ли вы свою жену?” Он с готовностью ответит: “Еще бы! Конечно, люблю!” Говоря это, он имеет в виду то, что чувствует к ней; или, может быть, что делает для нее, заботясь о ней и проявляя к ней внимание. Но любовь, о которой говорит апостол Павел:

“ Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее… Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы” (Еф. 5, 25;Кол. 3, 19), - такая любовь измеряется не тем, что кто-то чувствует, не тем даже, что он делает. Она скорее измеряется способностью к самопожертвованию. “Отдавая себя, ты находишь себя. Но себя отдаешь только в гранях земных, а находишь в единствах вселенской любви.” (Л. П. Карсавин).

“Мужская ноша” слишком тяжела для женщины. Мужчине даны плечи сильнее, а также более холодный от природы рассудок, позволяющие ему увереннее стоять под бременем забот. Женщину легче огорчить, лишить присутствия духа. Такой ее создал Бог. И поэтому, щадя ее, Он не стал возлагать на нее ответственности за содержание семьи.

Осмотрительное и добросовестное распоряжение материальным достатком приличествует женщине; тяжелый труд и создание этого достатка - дело одного мужчины. Экономичность, бережливость, добросовестность в ведении хозяйства – вот семейные добродетели женщины; неутомимый труд для поддержания материального благополучия семьи – задача мужчины. Растить детей и вести хозяйство – долг жены, и этого с нее вполне достаточно. Пусть же свою обязанность – обеспечивать семью материально – исполняет мужчина, так чтобы у жены не было оснований брать на себя больше, чем ей предназначено.

Муж и отец, который серьезно относится к своей, предусмотренной для него Богом роли в семье, должен таким образом осуществлять на практике слова Иисуса: “Если кто хочет идти за Мною, отвергни себя и возьми крест свой и следуй за Мною” (Матф. 16, 24).Бог говорит, что муж должен любить свою жену. Речь идет о той любви, которая по-гречески выражается словом “агапе” и является чем-то большим, чем самая прекрасная и искренняя страсть мужчины к женщине. Это – редкий божественный цветок, расцветающий лишь на почве самоотрицания и самопожертвования вплоть до смерти. Так Божье Слово, обращенное к мужьям: “Любите своих жен” подразумевает призыв к безоглядному разделению Иисусовых крестных страданий.

Семья – это остров духовной жизни, по слову великого русского философа И. Ильина. И научить детей любви родители могут лишь тогда, если они сами в браке умели любить. Воспитать ребенка значит заложить в нем основы духовного характера и довести его до способности самовоспитания. Самое важное, что должен сделать отец в воспитании – это духовно пробудить ребенка, чтобы его духовное око открылось на все значительное и священное в жизни; чтобы его сердце, столь нежное и восприимчивое, научилось отзываться на всякое явление Божественного в мире и в людях. Постепенно все должно стать доступным – и природа во всей ее таинственной красоте и величии, и та чудесная глубина, и та благородная радость, которую дает нам истинное искусство, и неподдельное сочувствие всему страдающему, и действенная любовь к ближнему, и блаженная сила совестного акта, и мужество национального героя, и главное: непосредственное молитвенное обращение к Богу, который и слышит, и любит, и помогает. А потому муж-отец должен обладать искусством правдивости и искренности: не баловать ребенка, не потакать его капризам, не изнеживать его, но заботиться о том, чтобы ребенка радовало и умиляло все то, что есть в жизни божественного, - от солнечного луча до нежной мелодии, от жалости, сжимающей сердце, до прелестной бабочки, от первой, лепетом сказанной молитвы до героической сказки и легенды… У такого отца дети научаются любить, верить и жертвовать.

Муж, который любит жену по слову Писания, прежде всего заботится о ее духовной нужде. Его в первую очередь занимает, чтобы она пребывала в правильных взаимоотношениях с Господом. Он сознает, что счастье ее, любые достижения как женщины, жены и матери должны иметь прочной основой своей ее взаимоотношения с Богом.

Самым высоким долгом мужа-христианина является забота об освящении его жены. Примером ему служит Христос, который пожертвовал Собой за Церковь Свою, чтобы освятить её. Он должен не только руководить ею в её христианской жизни, но и делать все, что в его силах, чтобы и в церкви ей полностью стало доступно благословение Божие. Дома, через молитву и Слово, он должен поддерживать её духовность, развивать и укреплять её стремления к возвышенному и небесному, углублять её познания как христианки. Бог определил ему быть тем руслом, по которому текут к ней благословения свыше.

А как должен муж осуществлять свою ответственность? Помыкая женой? Приказывая ей и следя за тем, чтобы она выполняла его приказы? Читая ей лекции на тему о духовной жизни? Нет, предавая себя за неё. Показывая на собственном примере, что это значит – умереть для себя.

Как же происходит сие на практике? Вот пример: в семье вспыхивает ссора. В этом случае мужу надлежит первому проявить смирение и попросить прощение за то, что было в его поведении неправильным. Возможно, жена виновата не меньше, а то и больше. Это не имеет значения. Он призван “любить свою жену, как Христос возлюбил Церковь”. В такой ситуации муж не судит жену и не пытается предугадать, какое впечатление произведет его раскаяние на неё. Он просто следует крестным путем – “отрекаясь от себя”, отказываясь от своих прав, потому что именно к этому призывает его Бог как мужа. Как духовная глава семьи муж и отец обязан каяться первым. Муж, который не может удержаться от того, чтобы не прочесть жене наставления относительно её обязанности быть покорной его власти, уже делается недостойным этой власти. Ибо Бог призывает его исполнять его роль в семье, а не разглагольствовать с женой по поводу её обязанностей. Власть, которую муж осуществляет над своей женой и детьми, не является его собственной. Это Бог облек его ею. И хотя муж должен пользоваться ею мудро и с твёрдостью, он не может забывать о том, что власть его даётся и поддерживается Богом.

Если муж видит, что жена и дети не повинуются ему, первое, что следует сделать, это прибегнуть за помощью к Богу, настроив себя на покаянный лад. “Всякому мужу глава Христос, жене глава – муж” (1Кор.11,3). И если жена не покорна мужу, то вполне возможно, это происходит от того, что муж втайне или открыто не повинуется Христу. Он должен прийти к Нему в смирении и тогда, возможно, обретет сокрушенный дух и чувство раскаяния, несвойственную ему прежде мягкость и кротость по отношению к близким и, удивительно: новый подход к власти; ему не надо больше стремиться к ней, она просто будет с радостью ему предоставлена, поскольку “он умер для себя”. И Дух Святой теперь, “пользуясь этой смертью”, одарит всю семью Своим плодом: любовью, радостью, миром, долготерпением, благостью, милосердием, верой, кротостью, воздержанием (Гал.5, 22).

“Не внешнее счастье, не тихую радость - в томлении, исканьях и муках, в разладах и ссорах единство приносит на землю Любовь! Полюбив, мы мечтаем о полной гармонии с любимой, хотя и видим гармонию лишь во внешнем покое, забывая, что иногда она лучше и прекраснее в борьбе, полнее во взаимных обидах и примирениях. Часто в потрясенной бурною ссорой душе любящих впервые ярко всплывает сознание их Любви. Благословенны же вы, нежданно налетающие на любящих темные беды! Вы рассеиваете все мелкое повседневное и, обнажая души, являете в них сияющий свет любви”. (Л.П. Карсавин).

“Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы” (Кол.3,19). Радовать сердце жены изо дня в день, укреплять её привязанность к себе ласковым вниманием и благородным поведением – это долг мужа.

Муж, относись к своей жене, как к сокровищу данному тебе щедрым Богом. Люби её. Почитай её. Признавай её таланты. Цени её усилия. Будь к ней внимателен и заботлив. Нежно и искренне выражай ей свою любовь; в той или иной форме делай это каждый день. Чтобы жена знала, что когда она в растерянности или затруднении, в любви своего мужа она всегда найдет безопасный и тихий приют. Надо, чтобы она никогда не боялась встретить холодность или укор, когда придет искать защиту.

“ Когда увядает красота лица, потухает блеск глаз, а со старостью приходят морщинки или оставляют свои следы и рубцы болезни, горе, заботы, любовь верного мужа должна оставаться такой же глубокой и искренней, как и раньше. Нет на земле мерок, способных измерить глубину любви Христа к его церкви, и ни один смертный не может любить с такой же глубиной, но все же каждый муж обязан это сделать в той степени, в какой эту любовь можно повторить на Земле. Ни одна жертва не покажется ему слишком большой ради его любимой!” (Из дневника русской Царицы-Мученицы Александры).