Статьи на конференциях

Психологическая готовность к отцовству

студентка IV курса
факультет психологии
Першина Е. С.

Психологическая готовность к отцовству

Современные социологи, этнографы и психологи солидарны в том, что наши знания об отцовстве поразительно скудны. На фоне относительной изученности материнства, отцовство остаётся “белым пятном”. Зачастую в литературе отцу отводится второстепенная роль, идущая после матери.

В частности А. С. Спиваковская говорит (2000) о том, что воспитательная позиции отца в своём формировании несколько отстаёт от материнской позиции, так как наибольшую привязанность к ребёнку отцы начинают чувствовать, когда дети уже подросли. Нередко утверждается лучшее, что может сделать мужчина для своего будущего либо рождённого ребёнка, это любить жену. (В. И. Кочетков, Т. М. Афанасьева, А. С. Спиваковская и др.).

К. Витакер (1998) отводит отцу роль стороннего наблюдателя во время беременности жены и ухода за младенцем. Эта “невключённость” вызывает у мужчины ощущение одиночества и причиняет ему боль. В то же время К. Флейк-Хобсон (1992) считает, что участие отца в процессах рождения и воспитания ребёнка оказывает существенное воздействие и на супругов, и на малыша, привнося нечто неординарное в их отношения.

Дж. Хесс (2003) полагает: то, как человек определяет сущность отцовства, становится в нашей культуре своего рода водоразделом. С одной стороны находятся те, кто разделяет точку зрения Б. Малиновски (1962), который утверждал, что самое важное моральное и юридическое правило относительно психологического положения сыновства в том, что ни один ребёнок не должен приходить в мир без мужчины – единственного мужчины, принимающего на себя социальную роль отца, воспитателя и защитника, мужчины-посредника между ребёнком и окружающим миром. Он пояснил, что это сводится к универсальному социальному закону, именуемому принципом законнорожденности, и что ребёнку необходим отец, точно так же, как и мать. Потому что группа, состоящая из женщины и её потомства, социологически неполноценна и незаконна.

С другой стороны выстраиваются те, кто пытается определить отцовство по-новому. В своём позитивном выражении это определение объявляет отцовство обыденным и ненужным, в агрессивной же формулировке – первоисточником социального зла (Т. Гоббс, 1968).

То, как общество станет решать проблему узаконенного отцовства, имеет решающее значение, потому что от этой функции зависит семья, общество и цивилизация. Д. Бленкенхорн (1995), сторонник движения укрепления семей, и Дж. Гидлер (1992), занимающийся философией экономики, полагают, что брак и вытекающее из него отцовства – это первоочередные механизмы, формирующие мужскую значимость. Отцовство отводит мужчин от насилия, управляя их агрессивные наклонности и привязывая поведение к фундаментальным целям общества, преимущественно к защите и её обеспечению.

Как часть личностной сферы отцовство является необходимым условием полноценного развития личности мужчины. Д. С. Аскивис считает, что только в соприкосновении с ребёнком полностью созревают мужские черты личности – потребность и способность защищать, принимать на себя ответственность, энергия, душевная сила. Переживание отцовской любви приводит к развитию в человеке таких качеств, как исполнительность, ответственность.

Отцовство формирует основу самого насущного требования общества социализации мужчин, связывая их обстоятельствами со своими детьми. Это обязательство является наиболее важным, решающим общественным фактором в общем благосостоянии детей, которое, в свою очередь, определяет будущее самого общества. Во-первых, оно обеспечивает родительскую защиту в физическом смысле. Во-вторых, даёт ребёнку финансовый и прочие материальные источники. В-третьих, оно обеспечивает детей “передачей культуры”, осуществлять которую отец определённо способен. Родительский вклад также даёт ежедневную подпитку: пищей, игрой, сказкой на ночь и т.д. (Д. Блэнкехорн, 1995).

“Инстинкт отцовства” предполагает наличие комплекса врождённых реакции, предопределяющих поведение отца в направлении заботы о жене и детях и их защиты. Только ожидаемый или новорожденный ребёнок уже даёт отцу возможность почувствовать наличие “отцовского инстинкта”, ощутить себя защитником, продемонстрировать родительскую любовь и привязанность. Считают, что отец в этом процессе также подвержен психологическим кризисам, и в том случае, если у него самого не решены проблемы детской привязанности к собственному отцу и матери, то для него возрастает риск психопатологических нарушений.

Если рассматривать данный вопрос исторически, то следует отметить, что отцовство не является обязательным компонентом семьи; оно скорее выражает принадлежность к определённому типу культуры, а не биологическую функцию. И. С. Кон условно делит человеческие культуры на “отцовские” (в которых такая роль мужчины значительна), и “безотцовские” (где мужчина в большей мере выступает как самец, чем отец). “Безотцовские культуры характеризуются большей мужской агрессивностью, резким антагонизмом между мужчинами и женщинами, менее тёплыми отношениями между всеми членами семьи.

В патриархальной крестьянской семье отец не ухаживал за детьми, но они, особенно мальчики, проводили много времени, работая с отцом и под его руководством. В городе положение иное. Как работает отец, дети не видят. А количество и значимость его внутрисемейных обязанностей значительно меньше, чем у матери.

В традиционной патриархальной семье отец выступает как кормилец,… персонификация власти, высший дисциплинатор и пример для подражания, а нередко и как непосредственный наставник во внесемейной, общественно-трудовой деятельности.

В современной городской семье эти традиционные ценности отцовства заметно ослабевают под давлением таких факторов, как женское равноправие, вовлечение женщин в профессиональную работу, тесный семейный быт, где для отца не предусмотрено пьедестала, и пространственная разобщённость труда и быта. Сила отцовского влияния в прошлом коренилась прежде всего в том, что он был воплощением власти инструментальной эффективности.

Наблюдение за поведением родителей по отношению к новорожденным показывает, что, хотя психофизиологические реакции мужчин и женщин на младенцев весьма сходны, их поведенческие реакции различны: женщина тянется к ребёнку, стремится приласкать его, тогда как мужчина отстраняется и часто испытывает при тесном контакте с младенцем эмоциональный дискомфорт. Чрезвычайно интересные результаты получены в ходе наблюдений за взаимодействием матерей и отцов с грудными детьми. Мать, даже играя с ребёнком, старается прежде всего успокоить, унять его; материнская игра – своего рода продолжение и форма ухода за ребёнком. Напротив, отец и вообще мужчина предпочитает силовые игры и действия, развивающие собственную активность ребёнка.

Согласно исследованиям И. С. Кона (1987), женщины эмоционально более чувствительны и отзывчивы по сравнению с мужчинами. Именно по этой причине большинство матерей легче налаживают эмоциональные взаимоотношения с ребёнком, чем большинство отцов. Как правило, матери превосходят их в способности к эмпатии и самораскрытию (И. С. Кон, 1987). Вследствие этого матери лучше ориентируются в переживаниях своего ребёнка, в его внутреннем мире и более чётко и адекватно реагируют на его потребности.

Кроме того матери более эмоционально и явно проявляют свою любовь к ребёнку, что выражается в действиях (объятия, поцелуи, поглаживания и др.) и ласковых словах; отцы в этом отношении более “холодны” и “сухи”, в то время как внутреннее их переживание по своей силе может не отличаться от материнского. В результате нередко создаётся впечатление того, что мама “больше любит своего ребёнка”.

Переход к нормальной модели семьи в России произойдёт только тогда, когда наряду с равенством прав ответственность за воспитание и содержание детей ляжет на отца при сохранении за матерью и за детьми других семейных обязанностей. Однако в современной российской семье женщина хочет (и вынуждена силой обстоятельств) править безраздельно и полностью. Мужчина не в состоянии обеспечить семью, нести за неё ответственность и, соответственно, быть образцом для подражания. Следовательно, нужно создать социальные условия для проявления мужской активности вне семьи, чтобы мужчина нёс основную юридическую ответственность за семью и защищал её интересы, мог бы обеспечить её экономическое благосостояние и социальное положение членов семьи.

По мнению И.А. Савченко, отцы сегодня имеют неплохой шанс изменить ситуацию в свою пользу:

Во-первых, большинство опрошенных подростков (свыше 90%) утверждают, что отец зарабатывает больше, чем мать, хотя она доминирует в семье и домашнем хозяйстве. Декларируя, что в семье "главой" является отец, они указывают, что фактически в ней распоряжается мать. У отца нет реальной власти. Он уважаем детьми, хотя с ним они имеют меньший эмоциональный контакт: большинство детей считают, что мама любит их больше, и в семейных конфликтах дети принимают её сторону.

Во-вторых, папы чаще играют с детьми, участвуют в общих развлечениях, учат их постоять за себя, заступаются за детей.

Как правило, отцы не осуществляют непосредственного ухода за новорождёнными; активный контакт у них с ребёнком обычно начинается с 1,5 - 2 лет, а то и позже. Рождение ребёнка приносит мужчине много неприятностей (дополнительные материальные заботы, бытовые обязанности вроде стирки пелёнок, уменьшение внимания со стороны жены, нарушение сна и т.п.) и практически никаких удовольствий. Однако экспериментально доказано, что психологически подготовленные отцы охотно любуются новорождёнными, испытывают физическое удовольствие от прикосновения к ним (правда, чаще это происходит в отсутствие матери, так как мужчины боятся проявить неуклюжесть и стесняются собственной нежности) и практически не уступают женщинам в искусстве ухода за младенцем. Это способствует и возникновению более тесной эмоциональной привязанности отца к ребёнку. Предполагается, что чем раньше отец приобщается к такому уходу и чем увлечённее он это делает, тем сильнее становиться его родительская любовь. Во многих родильных домах за рубежом (а сейчас и у нас) отцы даже присутствуют при родах. Сказываться не только привычка, но и ответный эмоциональный отклику ребёнка, к которому мужчины весьма чувствительны.

Таким образом, в современной России модель семьи имеет шанс принять такой вид: доминирует мать, следующим идёт отец, дети подчинены. Отвечает за семью (благополучие, социальную защиту) отец. Дети эмоционально ближе к матери, чем к отцу.

М. Мид (1998) отмечает, что отец имеет важнейшее значение для развития ребёнка с самого момента рождения: он является первым внешним объектом для него и играет роль модели при ранней идентификации. Отцы поощряют процесс отделения ребёнка от матери, ускоряя тем самым процесс социализации. Отсутствие отца в семье или невыполнение им своих обязанностей приводят к развитию у ребёнка психопатологии.

По мнению Й. Лангмейера, З. Матейчека (1984), роль отца представляет собой определённый пример поведения, источник уверенности и авторитета. Он - олицетворение дисциплины и порядка. Ребёнок, растущий без отцовского авторитета, как правило, недисциплинирован, асоциален, агрессивен в отношении взрослых и детей. Отец - наиболее естественный источник познания о мире, труде и технике. Он способствует ориентировке на будущую профессию и создаёт социально полезные цели и идеалы.

Лишь отец может сформировать у ребёнка способность к инициативе и противостоянию групповому давлению. Чем больше ребёнок привязан к матери (по сравнению с отцом), тем менее активно он может противостоять агрессии окружающих. Чем меньше ребёнок привязан к отцу, тем ниже самооценка ребёнка, тем меньше он придаёт значение духовным и социальным ценностям по сравнению с материальными индивидуалистическими.

Личные качества отца, в число которых входит и любовь к своим детям, оказывают значительное влияние на развитие ребёнка. Любовь отца даёт ощущение особого эмоционально-психологического благополучия, которое не может в полной мере обеспечить одинокая женщина-мать. Любовь отца учит и сына, и дочь тому, как может проявлять любовь мужчина к детям, к жене и к окружающим.

Психологические исследования показывают: дети, выросшие без отцов, часто имеют пониженный уровень притязаний, повышенный уровень тревожности, у них чаще встречаются невротические симптомы. Отсутствие отца отрицательно сказывается на учёбе и самоуважении. Дети "холодных" отцов чаще застенчивы, тревожны, их поведение более антисоциально. Напротив, эмоциональная близость с отцом положительно отражается на ребёнке. В серии исследований мальчиков в возрасте от 1 до 6 лет, которых растили отцы, и мальчиков, живущих с матерями, сравнивали с детьми из полных семей. Те из них, которые жили с отцами, лучше адаптировались в различных жизненных ситуациях по сравнению с мальчиками, воспитывающимися только матерями (И. С. Кон, 1987; В. А. Рамих, 1997; Л. Б. Шнейдер, 2000).

Д. С. Акивис в своей работе "Отцовская любовь" подчёркивает, что любящий отец нередко более эффективный воспитатель, чем женщина. Отец меньше опекает детей, предоставляет им больше самостоятельности, воспитывая в ребёнке самодисциплину. Отцовская любовь обеспечивает пример родительского поведения детей в будущем, формирование жизненной позиции вообще и полоролевых позиции в частности. Позитивные отношения с отцом связаны с такими качествами детей, как неторопливость, сдержанность, эмоциональная уравновешенность, безмятежность, спокойствие, оптимизм, высокий самоконтроль, хорошее понимание социальных нормативов, более успешное овладение требованиями окружающей среды (Л. Л, Бандина, 2002).

На формирование представлений об отцовстве юношей оказывают влияние отношение к отцу, взаимоотношения в семье, жизненные смыслы родителей и родительское влияние.

Представления юношей из неполных семей об отцовстве связаны с родительским отношением к миру; взаимоотношениями отца и матери; отношением к родителям, лицам противоположного пола, семье и сфере личной жизни, как ценности. При этом при позитивном отношении их родителей к окружающему миру они представляют себя в качестве отца демократичным; при негативном отношении к отцу и матери - жестоким, нонконформным, подозрительным и недружелюбным.

Не сложившиеся отношения с отцом, отсутствие отцовской поддержки усиливают тенденцию юношей к самоутверждению, в том числе и в родительской сфере через усиление авторитарности.

Ориентация юношей из неполных семей на самоутверждение (собственный престиж, высокое материальное положение, сферу общественной и профессиональной жизни) связана с представлением о себе как отце независимом, не альтруистичном, недружелюбном.

Позитивное отношение к семье в целом способствует устремлённости на развитие, достижения, сохранение собственной индивидуальности, к формированию образа отца - главы семьи, и наоборот.

Модальность отношений между родителями в родительской семье коррелирует с отношением юношей к противоположному полу, ценностным отношением к семейной сфере, характером активности социальных контактов юношей и другими параметрами.

Молодые люди, выросшие в семье без отца, в основном отрицательно относятся к матери и отсутствующему отцу. Это влияет на их взгляды, и отцовство представлено такими качествами, как недоверие к людям, повышенная тревожность, стремление к самоутверждению. В отношениях это эгоистичный человек, ставящий свои интересы превыше всего; он стремится к самореализации в профессии и сфере образования. При этом придаёт большое значение семье как основе жизни.

Молодые люди из полной семьи положительно относятся и к матери, и к отцу. Отношения в семьях благополучны, они представляют отца как личность, для которой имеют большое значение все аспекты человеческих взаимоотношений. Он стремится реализовать себя во всех жизненных сферах. Для него главное - это благополучие семьи. Решению её проблем отдаётся много сил и времени. Как следствие - заинтересованность в профессиональной деятельности, которая гарантирует материальное благополучие. Это авторитетный лидер, упорный и настойчивый, настроенный к окружающим положительным образом.

При некоторой схожести представлений об идеальном отце имеется существенная разница в расстановке акцентов. В представлении молодых людей из полных семей отец - это сильная и ответственная личность, которая уважает детей, способна сотрудничать с ними, помогать им и обучать их.

Юноши из неполных семей считают, что отец должен гордиться своими детьми, быть любящим, добрым, интересоваться ими, уметь прощать их. Он должен быть готовым к водительству, быть справедливым и благоразумным человеком.

Литература

Овчарова Р. В. Психология родительства. - М; “Академия”, 2005.


© 2010 Институт христианской психологии
Разработка сайта - «Арефа»