Статьи на конференциях

Перспективы христианской психологии

Перспективы христианской психологии

Христианская психология должна нести в себе не только религиозный аспект, но, прежде всего духовно-нравственный. Но что это значит? Исследования по темам совести, страха, греха? Да. Но не это главное.
Представляется невозможным говорить от лица христианской психологии, если мы не введем в психологию категорию любви. Любви той самой, которая побеждает смерть, которая, как и вера, двигает людьми, творит чудеса, которая есть подлинная жизнь человека. Человек без любви не человек. И если психология не сможет видеть человека любящего, влюбленного, любимого, и именно такого человека описать, изучить, научить, если психология не сможет в предельном своем значении научить человека любви, то грош ей цена.
Более того, психология говорящая и учащая любви, будет профанацией, если сам психолог не полюбит человека. Можно было бы сказать, что христианская психология - это наука влюбленных в человека ученых. Таков мог бы быть наш девиз, девиз христианского психолога: ЛЮБИТЬ И ПОМОГАТЬ!
В психологии много замечательных открытий, много замечательных ученых, но в психологии мало любви к человеку. Да и сам человек, как человек, забыт. Нам надлежит не только вернуться к человеку, но привлечь к человеку любовь, маленькому и большому, больному и здоровому, простому и гению, к человеку всякому. Христианская психология должна стать наукой любви к человеку. Это относится и к исследовательским отраслям, и психотерапевтическим, и к теоретическим.
Только тот может быть настоящим психологом, кто любит человека, в том виде и состоянии, в которых человек обратился к психологу.
Христианская психология призвана вернуть человеку красоту его внутреннего мира, попранную биологизаторскими, психоаналитическими, и бихевиористскими, информационными направлениями в психологии. Красоту Адама и Евы - совершенной, прекрасной и могущественной пары. Красоту Богочеловека Христа. Адама Нового и последнего.
Христианская психология может исправить положение, в которое психология попала после "разоблачительных теорий" начала ХХ века. Психоанализ, а вернее его идеологема, в которой человек исчез, как образ Божий, стал знаменем психологии ХХ века. Это знамя оказалось для христианства проклятием психологии. В новом тысячелетии, мы должны констатировать, что именно фрейдизм, как идеологема антихристианского образа человека, заставило Церковь вовсе отказаться от психологии на многие десятилетия. Ни одно учение не имело столь отрицательного влияния на отношения науки и религии чем фрейдизм. Тот факт, что в идеологическом смысле фрейдизм был понят вульгарно, превратно и частично, уже не имел никакого значения. Церковь, в её земных ликах, до сих пор с подозрением смотрит на всякую психологию, и не доверяет её знаниям.
Христианская психология должна не только реабилитировать научное знание человека о человеке, но и возвысить его до богословской высоты. И к этому есть совершенные предпосылки. Это, во-первых, христианская антропология, во-вторых, святоотеческая аскетика и в третьих, пастырское душепопечение.
Человек в христианской психологии должен сиять могуществом первозданного Адама и фаворским светом Христа. Психология может реально стать психологией святости, в которой откроется красота спасаемого человека: красота его богоподобной личности. Психология может помочь человеку открыть путь на высоты духа, путь к подлинному себе, помочь выпутаться из обмана, самообольщения, самомнения, прелести, лжи. Психология может открыть человеку правду о его красоте и правду о его грехе и пороке.
Человек и потенциально и актуально прекрасен. Эту красоту дал ему Бог. И если психология не видит сама эту красоту, и не помогает человеку увидеть свою красоту, то это не наука о человеке и его душе.
Человек есть богоподобная личность. Личность есть дар от Личности Творца. Личность человека - свет миру, могущество таланта, творческий потенциал, свобода преображения, выбор и мир. Личность превосходит весь универсум тварного космоса.
Христианская психология есть психология личности по преимуществу.
Жизнь человека раскрывается перед нами как непрерывная цепь радостей и скорбей, побед и поражений, горя, боли и страданий. Наша христианская задача не только сострадать человеку, но и помочь ему. Главное измерение нашей работы - это помощь человеку. В этом смысле христианская психология призывает к помощи, душепопечению, к душевному целительству, так как оно может пониматься психологией.
Вместе помощью человеку нужна наша защита. Мы должны защитить человека от насилия, произвола, глупости, мракобесия. Христианская психология должна не только ведать некоторые тайны внутреннего мира человека, но и призывать к бережному, деликатному, покровительственному хранению человеческого мира. Никто не может входить в мир человека против его воли, ибо так поступает. Сам Господь!
Человек есть тайна! Никто никогда не расшифрует эту тайну до конца. Да не тщится никакая психология или другая наука.
Прот. Борис Ничипоров - "надо различать научную проблему и тайну.
И, тем не менее, необходимо выразить полное доверие к возможности и нужности познания человека и самопознания его.
Человек есть бесконечное богатство возможностей, творческих путей, многообразие опыта, культур и культов. Христианство может и должно видеть в этом многообразии подлинное богатство человека. Человек это целый мир!
Культура.
Культ.
Практика.


© 2010 Институт христианской психологии
Разработка сайта - «Арефа»