(495) 925-77-13 Благотворительный фонд русское православие ИНСТИТУТ ХРИСТИАНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Ректор об Институте 2
Мотивация и деятельность

Трухачева Наталья

студентка 2 курса
факультета Психологии
РПИ св.Иоанна Богослова

Мотивация и деятельность

Многочисленные теории мотивации стали появляться уже в работах древних философов. В настоящее время они насчитываются десятками. Чтобы понять эти теории, надо знать предпосылки их возникновения. Взгляды на происхождение и саму мотивацию неоднократно менялись, этот вопрос решался между двумя теориями: рациональными и иррациональными.

Хотя изучение мотивации имеет долгую историю развития, первая монография, где упоминается слово "мотивация", называлась "Мотивы и поведение", была написана П. Янгом и вышла в 1936 г. До сих пор не существует единой психологической теории мотивации, которая могла бы охватить все стороны психологии, и, которая была бы достаточной для исчерпывающего понимания его поведения. Каждая из этих теорий удовлетворительно объясняет лишь один из аспектов поведения, но упуская другие стороны того же самого поведения.

Термин мотивация имеет два взаимосвязанных, но несколько различных значения: широкое и более узкое. В широком значении мотивация обозначает самостоятельную, сравнительно недавно возникшую новую научную область, которая пытается объяснить поведение человека и животного, выявить его истоки, факторы, определяющие целенаправленность и активность поведения. Узкое значение термина "мотивация" относится к причинам и факторам, управляющим поведением человека, а именно, что инициирует, направляет и поддерживает поведение человека в определенной ситуации.

Проблемой мотивации занимались как зарубежные, так и отечественные психологи, относящиеся к различным школам. В. Келер. Э. Торндайк, З. Фрейд, У. Макдауголл – человеку в качестве потребностей стали приписывать органические формы поведения, которые присущи животным, т. е. инстинкты. В 20-е годы XX века, появилась теория, которая говорила, что у человека и животного есть общие органические потребности, оказывающие одинаковое действие на их поведение. С развитием учения И.П. Павлова, появились поведенческие и теории высшей нервной деятельности – А. Бернштейн, П.К. Анохин, Е.Н. Соколов. Начиная с 30-х годов XX в. выделяется концепция мотивации, которая относится только к человеку, это теория К. Левина, А. Маслоу, Г. Оллпорт. Также создаются теории, отрицающие возможность создания единой универсальной теории мотивации для человека и животного – А. Аткинсон, Г. Хекхаузен. В отечественной психологии тоже пытались решить проблему мотивации. Наиболее известная теория – это теория деятельностного развития мотивации А.Н. Леонтьева.

Рационалистическая теория рассматривает саму психологию, так и развитие учения о мотивации по особенному. Человек представляет собой уникальное существо, которое не имеет ничего общего с животным. Иррационализм как учение распространялось в основном на животных. В нем утверждалось, что поведение животного в отличие от человека несвободно, неразумно, управляется биологически и имеет свои истоки в органических потребностях. Первыми собственно мотивационными, психологическими теориями, включающие в себя рационалистические и иррационалистические идеи следует считать возникшие в XVII – XVIII века теорию принятия решения, которая объясняет на рационалистической основе поведение человека, и теорию автомата, объясняющую на иррациональной основе поведения животного. Первая появилась в экономике в связи с внедрением математических знаний в объяснение поведение человека, связанного с экономическим выбором. Затем была перенесена на понимание человеческой деятельности. Во второй половине XIX века появилась эволюционная теория Ч. Дарвина. Его учение повлияло на развитие многих других наук. Он сблизил человека и животное в поведении, мотивации, потребностях, инстинктов.

Под влиянием теории эволюции Дарвина началось изучение "разумных" форм поведения животных (В. Келер, Э. Торндайк) и инстинктов у человека (З. Фрейд). Если раньше понятие потребности ассоциировалось с нуждами организма, применялось для объяснения поведения животного, то теперь стали использовать для объяснения поведения человека. Человеку в качестве мотивационных факторов стали приписывать такие органические потребности, которые раньше приписывали только животным, например, инстинкты. . Начиная с 30-х годов XX века выделяется концепция мотивации, которая относится только к человеку. Одной их первых концепций является теория мотивации К. Левина. За ней были опубликованы работы гуманистической школы психологии (А. Маслоу, Г. Оллпорт). Классификация человеческих потребностей (иерархическая) последовательность, которых указывает на порядок появления потребностей в процессе онтогенеза и развитие в целом мотивационной сфера. Это теорию предложит А. Маслоу. У человека с рождения последовательно появляются и сопровождают его взросление следующие потребности: физиологические (органические), безопасность, принадлежность и любовь, уважение, познавательность, эстетические и самоактуализация.

Во второй половине XX века теории потребностей были созданы А. Аткинсоном, Г. Хекхаузен. В этих теориях отрицалась возможность создания единой универсальной теории мотивации для объяснения поведения животных и человека. Основным мотивационном признаком не является удовлетворение потребности, целенаправленной активности поведения человека. Источник его мотивации находится в психологии человека. Эта теория признает роль бессознательного и сознание в поведении человека, где сознательная регуляция ставится на первый план. Так же эта теория пытается внести понятия, отражающие особенности человеческой мотивации. Такие понятия как: социальные потребности, мотивы, жизненные цели. В этой теории идет поиск специальных методов изучения мотивации, подходящих только для человека, стремления связать эти методы с речью и сознанием человека.

Все перечисленные концепции можно разделить на два блока с названиями: "теория социальных потребностей" и "гуманистическая теория".

В отечественной психологии тоже пытались решить проблему мотивации человека. Долгое время изучали познавательные процессы. Более завершенную концепцию мотивации – теория деятельностного происхождения мотивационной сферы человека, созданною А. Н. Леонтьевым. Согласно концепции мотивационная сфера человека имеет свои источники в практической деятельности. В самой деятельности можно обнаружить составляющие, которые соответствуют элементам мотивационной сферы, функционально и генетически.

Мотив – материальный или идеальный предмет, который побуждает и направляет на себя деятельность или поступок и ради которого они осуществляются. Источником побудительной силы мотива выступают потребности (А.Н. Леонтьев). Деятельность всегда имеет мотив. Более того деятельность имеет сразу несколько мотивов (т.е. быть полимотивированной), тогда она направлена на удовлетворение одновременно нескольких потребностей. Осознанный или неосознанный выбор мотива в данной ситуации – это выбор направленности деятельности, определяемой актуальными потребностями, а также возможностями и ограничениями, заложенными в ситуации.

Помимо функции побуждения и направления деятельности мотив выполняет также смыслообразующую функцию, сообщая определенный личностный смысл целям, структурным единицам деятельности (действиям, операциям), а также операциям способствующим или препятствующим реализации мотива. От того каким мотивом побуждается деятельность, нередко зависят ее эффективность и качественные особенности протекания. Мотив также определяет характер познаваемых процессов и структурирует содержание восприятия, памяти. Мышления и т.д. сам мотив, как правило, не осознается: он может проявляться в эмоциональной окраске тех или иных объектов или явлений, в форме отражения их личностного смысла. Нередко осознание мотива подменяется мотивировкой – рациональным обоснованием поступка, не отражающим действительных побуждений человека. Чем полнее и точнее человек осознает свои мотивы, тем сильнее власть над собственными поступками. (Психологический словарь, 2004) (4)

Мотивация – ее составляют побуждения. Осознаваемые или не осознаваемые психологические факторы, побуждающие индивида к совершению определенных действий и определяя их направленность и цели. Этот термин используется во всех областях психологии, исследуются причины и механизмы целенаправленного поведения человека и животного. Существует три мотивированные формы:

  1. Проявление потребностей и инстинктов как источник активности.
  2. На что направлена активность организма. Проявление мотивов как причины, определяющей выбор поведения.
  3. Регуляция динамики поведения, исследования проявления эмоций, субъективных переживаний и установок поведения субъекта.

(Словарь психолога – практика. 2003.,С.383.)

Мотивация может обозначать систему факторов, такие как: потребности, мотивы, цели, намерения. А также может обозначать и характеристику процесса, который поддерживает и стимулирует деятельность.

Потребностью называется состояние нужды человека в определенных условиях. Потребность всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, состояние нужды в том, что необходимо ему для нормального существования.

Потребность активирует организм и поддерживает его активность, пока состояние нужды не будет удовлетворено. Количество потребностей зависит от того, на сколько высоко организован организм.

Второе понятие после потребности по своей мотивационной направленности – это цель. Цель – осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, удовлетворяющее актуализованную потребность.

Мотивы, потребности и цели – это главные составляющие мотивационной сферы человека.

У человека намного больше разнообразных потребностей, чем у остальных живых существ. Это следующие виды потребностей: органические, материальные, социальные, творческие. Нравственного самосовершенствования, психологического развития.

Биологическими называются потребности, связанные с самосохранением и развитием организма. В их число входят потребности в пище, воде, кислороде, определенной температуре, половая. К числу биологических иногда относят потребность в условиях, обеспечивающие безопасность существования организма.

Материальными называют потребности, которые удовлетворяют при помощи вещей, созданных самими людьми. Это потребность в том, что необходимо людям в быту. То есть, речь идет о предметах человеческой материальной культуры.

Социальными называют потребности, связанные с определенным образом жизни и положение человека в обществе. Это потребность во внимании, общении, признании, уважении. Такие потребности появились в результате развития человеческого общества.

Творческими называют потребности, удовлетворяемые в различных видах человеческой творческой деятельности. Человек не может нормально существовать без творчества, так как, это одна из его черт подобия Божия. Человек не может не творить. Творчество – проявление божественного промысла. (3)

Уже после рождения у ребенка начинают формироваться первые потребности, как известно они являются составляющими мотивации. Первая небиологическая мотивация младенца зависит от влияния взрослого.

Мотивация непосредственно влияет на деятельность. В зависимости от мотива происходят изменения деятельности, меняется её динамика, течение и т.д. Мотив окрашивает структурные единицы деятельности. Мотив (сформировавшийся) – “это ради чего совершается деятельность” (А.Н. Леонтьев).(1) Мотив (сформировавшийся) – “это источник действия, его порождающий”(С.Л. Рубинштейн).(2) Человеку свойственно испытывать страхи и страсти, огромно их влияние на мотивацию и соответственно деятельность. Все развитие человечества можно обозначить как служение страстным тенденциям. Страсти рождают технологическую культуру: развитие технологий – стремление облегчить себе жизнь, страсти забирают много человеческих сил. Страх смерти, страх болезни толкают человеческую историю. Страх перед болью, болезнью вынуждает развивать медицину, сейчас это одна из самых доходных областей наряду с оборонной промышленностью, развитие которой обязано страху смерти, у человека прослеживается тенденция обезопасить себя, уберечь. (Со времен Ноя известны войны.) Наша культура направлена на служение страстям и страхам. Страсть меняет мотивацию. Мы живем фантомами, объясняем свою деятельность ложными мотивами, закрывая истинные. Ставим ложные цели: образование, богатство красота – не задаваясь вопросом для чего нам это нужно. Человек должен научиться сознавать, что на самом деле ему не хватает богообщения, как раз богообщение должно быть истинной целью, человек создан для творчества. Творчество то, что дает человеку радость. Для человека стремление к радости, к счастью естественно. Весь бизнес построен на человеческих страстях, немощах: женщины обладают страстью привлекать внимание, на этом построена индустрия салонов красоты, парфюмерной промышленности…, человек немощен – он не может долго без еды: возникла бесконечная вереница кафе, ресторанов, придорожных магазинчиков с завышенными ценами. Чтобы избавиться от страха мы создаем ложные мотивы, чтобы прикрыть ими наши страсти. Деятельность служит новой мотивации – фантому. Ложность мотива в том, что он не отвечает истинной цели.

Что служит причиной страстных помыслов, толкающих человека на грех? Христианский богослов 6-7 века – св. Максим Исповедник в своем труде “о страстях и помыслах” разбирает, что такое страсть, как она возникает, причину греха он видит не в вещах и помыслах о них, в страсти: “…Страсть есть неестественное движение души, или по неосмысленной любви, или по безрассудной ненависти к чему-нибудь чувственному, или за что-нибудь чувственное.

…Ум получает страстные помыслы следующими тремя путями: через чувства, через состояние тела, через воспоминание. Через чувства - когда производящие на них впечатление вещи, как такие к которым мы имеем страсть, возбуждают в уме страстные помыслы, через состояние тела – когда несоблюдением воздержания в питании, или действием демонов, или какой-нибудь болезнью изменившееся состояние тела побуждает его к страстным помыслам, или к восстанию на Промысл; через воспоминание – когда память возобновляет помышления о вещах, к коим мы пристрастны, и возбуждает в уме сим образом страстные помыслы.

…Сперва память вносит в ум простой помысел; и если он замедлит в нем, то от сего приходит в движение страсть; если не истребишь страсти, она преклоняет ум к соизволению; а когда и сие произойдет, тогда доводит уже до греха и делом.

…Ум боголюбивого вооружается не против вещей и помышлений о них, но против страстей, сопряженных с помышлениями сими.

…Иное избавиться от помыслов, а иное избавиться от страстей.”(5)

К сожалению, в прочитанных научных трудах отечественных и зарубежных психологов мы не обнаружили христианского взгляда на мотивацию и деятельность. На наш взгляд нельзя проходить мимо таких явлений как страх, страсти и др. и безусловно Вера, вера в истинного Бога! На примерах святых мы можем убедиться в изменении мотивации Промыслом Божьим. Вера творит чудеса: она меняет людей, они начинают по – иному мыслить, соответственно появляются новые мотивы, действовать иначе, чем прежде. Разговор об этом практически не начат, что добавляет минус и без того несовершенным уже разработанным теориям мотивации и деятельности.

 

Список использованной литературы:

  1. Леонтьев А.Н., “Лекции по общей психологии”, Москва “Смысл”, 2001г.
  2. Рубинштейн С.Л., Основы общей психологии, Питер, 2005г.
  3. Хекхаузен Х., Мотивация и деятельность, 2-е издание, Москва “Смысл” 2003г.
  4. Психологический словарь, под ред. Зинченко. В.П., Мещерякова Б.Г. , 2 изд., изд. “Астрель” 2004г. (4)
  5. Хрестоматия по психологии, Психология мотивации и эмоций, Москва, Черо 2002.