(495) 925-77-13 Благотворительный фонд русское православие ИНСТИТУТ ХРИСТИАНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Ректор об Институте 2
Духовная зрелость

Доклад прочитан в Варшаве на 7-м симпозиуме Европейского Движения по христианской Психологии и Антропологии (EMCPA).

Священник Андрей Лоргус
 

Духовная зрелость

Преамбула: Подход, который разрабатывается в нашем университете, схематически выглядит так:
путь личности проходит через три качественные стадии «детская» личность – зрелая личность – совершенная личность. Эти стадии характеризуются ориентацией на внешнем или внутреннем фундаменте. Так «детская» личность характерна ориентацией на материнский комплекс, на зависимость от «материнской» фигуры. Зрелость ориентирована на себя, на внутренние ядерные структуры, а совершенная личность – ориентирована на Бога, на синергическое участие «я» и Бога, в строении личности. Так говорит ап. Павел: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос». (Гал. 2, 19-20).

И все же хронологически эти стадии переплетены в сложном, и не поддающимся пониманию образом, пространстве так, что человек в одном и том же возрасте может поступать как ребенок, и как зрелый человек, и как совершенная личность. У того же апостола читаем: Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. (Рим. 7, 19-21).

О святости же следует сказать, что это понятие в личностном анализе лучше мы считаем не использовать,
так как этот термин имеет церковно-догматический характер.

*  *  *

В православной традиции понятие личностной зрелости связано с духовными ценностями. На первом месте здесь следует сказать о границах человеческого богосподобия, о связях с Богом, раскрывающимися в откровении и обожении, об ответственности и жертвенности, о творчестве и любви.

Само понятие личность в православной терминологии понимается как «несводимая к природе, свободная, открытая, творческая, уникальная, целостная в смысле как неделимости, так и нерушимой идентичности, непознаваемая аналитическими объективирующими методами онтологическая основа человека, определяющая образ бытия его индивидуализированной природы» (Сергей Чурсанов  2005) Такое современное понятие, основанное на святоотеческом понимании не является окончательным и безупречным. Однако лучшаго современная православная мысль пока не имеет.

Современное психологическое понимание жизни личности, развиваемое нашим университетом, признает,
что личность имеет как заданность, в перспективе индивидуальной жизни человека, и не дана с рождением. Вместе с тем, мы понимаем возникновение каждого человека, то есть зачатие его, как явление в мир новой богоподобной личности. Кроме того, есть и иная антиномичность теории личности в православной психологии: мы понимаем, что личность ребенка и подростка, личность невротика или инфантильного человека, лишь отчасти соответствует пониманию личности в полном и богоподобном образе. В этом смысле мы говорим о «временной» или, что хуже «ложной» личности, тогда как в контексте нашего симпозиума можно говорить о «зрелой» или «подлинной» Личности.

Не входя в подробности изложения, отмечу лишь называя, черты подлинной личности, с нашей точки зрения: обращенность к Богу, опора личности на внутренние, бытийные и экзистенцияльные силы и возможности, свобода, запредельность смыслов и целей, трезвение, то есть собранность, самоконтроль, осознанность, ученичество, творчество, благобытие, то есть обращенность к спасению, добру, миру и людям.

1. Открытость и ученичество

Человек венец Божественного творения, он изначала прекрасен, он наделен мудростью, он творец. Его жизнь полна смысла, как в личном, как в историческом, так и онтологическом плане. Человек осуществляет свою жизнь сам, двигаясь по пути. И это движение есть его собственный смысл и смыл Божественного промысла. Сочетая свой путь с замыслом Бога человек учится, причем учится не только в культуре, в семье, в социуме, но также учится у Бога и у себя, раскрывая в себе самом черты божественности. Для этого человек необходимо открывается новому опыту, знанию, призванию, откровению, советам и голосу собственной совести. Все это делает его учеником, для которого жизнь, духовный путь, есть всегда и урок и экзамен.

В каждодневной суете жизни, мы подчас забываем, что все мы ученики Господа, и это закрывает для нас ценность нового опыта и знания. Потеря критичности, самодовольство, успокоенность, уверенность в собственном уровне опытности и знания, – все это ведет к потере критичности, к потери ученичества. «Ложная» личность – «закрытое» самосознание, гордость и слепая самость.

2. Творчество и самобытность.

Переход человека от «ложной» к «подлинной» личности означает в том числе переход от адаптации, как принципу жизни, или приспособлению, к формированию самой личности, как самостоятельному творческому процессу. Это переходы:

— от неосознаваемого к осознаваемому;
— от зависимости к независимости;
— от ориентации на другом к ориентации на внутреннем;
— от борьбы к миру, умиротворенности;
— от вражды и сопротивления к принятию и примирению;
— от индивидуализма к ипостасности.

Так или иначе, эти возрастания, переходы, метаморфозы, означают творческий поиск, готовность отказа от старого и принятия нового. Лабильная личность - личности растущая и развивающаяся.

3. Границы и пределы личности.

Человек существо «граничное», то есть живущее на границе. Границы человеческого бытия не даны нам, как область нашего знания и область существования. Приближаясь к границам познаваемого, к границам возможного, человек вступает в «Божественный мрак» (по словам преп. Максима Исповедника). Человек вступает в неведомое, которое не только не отталкивает его но и привлекает. Подвижик-монах, живущий в грани возможного, мученик за веру, мать Тереза Каклькутская, доктор Гааз, преп. Серафим Саровский – все эти люди превзошли меру обыденности и возможности, совершив невозможное. Они подвижники.

Так каждый человек постигающий себя ответственно и свободно, приходя в «меру возраста Христова», приближается неминуемо и дерзновенно, к границам своего бытия, за пределами которого область Таинственного и Божественного. Там и совершается встреча с Богом. Но эта встреча не может состоятся без любви.

4. Любовь.

Только зрелость способна на подлинную любовь. Зрелость и наступает тогда, когда любовь воцаряется в душе.

Любовь это предельная открытость миру. Любовь, которая по слову ап. Павла «не ищет своего», открывает «другому» себя, рискуя получить боль или удар. Любить значит рисковать, как говорит Werner May. Риск любви в одностороннем выходе за пределы безопасной и прозрачной зоны личности. Любящий доверяет себя «другому» не «зная» точно, что он получит в ответ.

Любовь полнота жизни. Любовь соединяет в личности земное и небесное, тело и дух, данность и заданность. Любовь наполняет душу радостью, дарами природы и благодари. В любви нет разделения, нет времени. Любовь побеждает суету, спешку, страх, тревогу, неуверенность. Любовь преодолевает комплексы и защиты. Любовь открывает человеку красоту и полноту его собственной природы и величие его пути, жизни и подвига. Любовь не нуждается в терпении, страданиях и муках. Любовь не знает боли. Боль разливается там, где страх занимает место любви.

Любовь исцеляет болезнь, залечивает раны души.

5. Призвание и ответ Богу.

Бог призывает каждого человека стать сыном. Не рабом, не вещью, не социальным «винтиком в машине»,
но свободно и радостно исполнить свою меру и свой талант. Это призвание. Бог призывает человека, призывает с любовью, терпением, уважением и доверием.

Кто посмеет не откликнутся на Божье призвание? Бунтарь? Глупец?

Ответ человека Богу – вся его свободная жизнь, полная любви и творчества.

6. Цельность и трезвение.

Человек есть не часть мира, не коррелятив мира, но целый мир – космос. Поскольку человек есть образ и подобие Божие, и поскольку Бог превосходит весь космос, как Творец его, то и человек по призванию своему превосходит мир и сремится к полноте и цельности.

Всякая раздробленность, всякое «раздирание», всякое раздвоение сознание или личности мучительны для человека. Противоречия между ценностями и реальностью, между верой и прагматизмом, между умом и сердцем, между духом и плотью – все это мучительные состояния человека. Личность стремиться соединить, привести в гармонию, сделать цельным то, что оказывается эмпирически разделенным. Отсюда стремление к гармонии, к совершенству, к монашеству, к Богу!

Цельность ведет к трезвению – это психологический путь собирания себя, своих разрозненных черт, функций, состояний, способностей, деятельностей в личностном единстве. Само собирание – есть труд и подвиг. Подвиг самосознания, самоконтроля, покаяния и изменения. Трезвение – жизнь в единении эмоционального и ментального, волевого и радостного, страдания и счастья!

Выводы:

  1. Психотерапия может направлять личность к осознанию своих проблем и своего предназначения.
  2. Личность есть принятие и любовь к своей природе, как духовной, так и физической.
  3. Зрелость есть полнота ментального и эмоционального.
  4. К духовной зрелости ведет путь через постижение своего места в мире, в семье,
    перед Богом – путь смирения и любви.

Москва — Варшава, февраль 2007.