(495) 925-77-13 Благотворительный фонд русское православие ИНСТИТУТ ХРИСТИАНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Ректор об Институте 2
О христианской (православной) психотерапии.

священник Андрей Лоргус

О христианской (православной) психотерапии.

Общие представления:

Область христианской практики может быть разграничена на следующие разделы:

- церковные Таинства и требы,

- духовническая помощь (духовное руководство),

- аскеза – «практика себя»,

- катехизация, миссионерство,

- пастырская помощь (консультации, беседы),

- христианское консультирование,

- христианская психотерапия,

- психологический патронаж (сопровождение).

Христианское консультирование – как правило, не осуществляет серьезной интервенции; оно нацелено на выявление проблем клиента и на ориентацию в  области различных специальностей (психиатрии, психотерапии, социальной и юридической помощи, реабилитации и патронажа).

Цели консультирования – информирование, помощь в осознании проблем, текущего состояния и имеющихся возможностей, прояснение запроса, определение направления работы, постановка целей. Консультирование подводит клиента к следующему шагу – выбору специалиста для дальнейшей помощи. Консультирование не направлено на терапию, на решение проблемы. В некоторых случаях консультирование показывает, что психологической проблемы нет, а есть лишь объективно сложная ситуация или временное состояние. Консультирование может сориентировать в возможности получения конкретной помощи - социальной, материальной, врачебной.

 Пастырское консультирование касается духовных вопросов, как личных, так и семейных, религиозных конфликтов, кризисов веры, трудностей христианской практики (воцерковления), подготовки к Таинствам. ПК может включать и элементы психологического консультирования.

 Христианский патронаж. Патронаж необходим в тех случаях, когда проблемы в целом решены, но реализовать решения человеку трудно. Это случаи адаптации и интеграции после болезни, развода, переезда, освобождения из мест лишения свободы и проч., и проч. Патронаж требует профессионализма, однако это не психотерапия. Ожидаемые профессиональные навыки: психологические знания на уровне курса переквалификации, социального служения, сестринского ухода.

 Христианская психотерапияобласть профессиональной практики оказания помощи человеку с психологическими, социальными и личностными проблемами, духовными проблемами. Такая терапия предполагает наличие психотерапевтического контракта (между терапевтом и клиентом), обозначающего ответственность сторон, мотивированность, ограничения, предупреждения, договор о соблюдении определенных условий. Терапия может быть направлена на решение конкретной проблемы (запрос), а также иметь неопределённую направленность, предполагающую уточнение запроса в ходе работы.

Христианская психотерапия рассматривается как практика себя (С.С. Хоружий), являющаяся всегда изменением, развитием, а не получением услуги от специалиста. Терапия направлена на получение человеком нового опыта себя, восприятия мира, познания своего внутреннего мира, расширения осознанности своих стратегий, целей и задач, своих представлений и моделей. Терапия в частности направлена на максимальную информированность о себе, реализм и осознанность личностных устремлений и выборов. Терапия может быть направлена на глубокие изменения личных установок, стратегий, навыков и способов решения своих проблем. Терапия – есть пространство и условие обретения нового опыта; «опытная площадка» по изучению и изменению себя. Создание такого пространства и условий и есть задача психотерапевта. 

 Христианская психотерапия это -

- профессиональная психологическая деятельность, базирующаяся на христианской антропологии, которая включает следующие положения:

·   Сотворенность человека Богом по Образу и подобию Своему с высочайшим замыслом и призванием человека быть сыном Бога; это означает, что сам человек всё его бытие осмысленно и всё происходящее с человеком имеет для него личное значение;

·    Личностность человека, как сотворенного Богом по Своему подобию; человек никогда несводим к своим природам: духовной и телесной; человек всегда суверен своего бытия;

·    Духовность человека, как приоритетную природную характеристику человека; человек более дух, нежели плоть; человек есть и дух, и плоть; человек одухотворяет всё вокруг себя, что осмысливает и творит;

·    Человек обладает реальной духовной, личностной свободой, что определяет: образ его ответственности за себя, нравственные ценности и выборы;

·    Человек духовно и личностно бессмертен, что раздвигает горизонты его бытия, определяет границы ответственности за свои поступки и выборы, расширяет область его стратегий.

·    Человек включен в семейно-родовую систему, это означает, что он должен осмыслить себя в богатстве взаимоотношений и семейно-ролевых связей.

 

15 марта 2012 г.

© Священник Андрей Лоргус
Ректор "Института христианской психологии"