Статьи и книги протоиерея Андрея Лоргуса

Мужество быть личностью

e-Journal Christian Psychology Around The World.

С личностным качеством мужество в психотерапевтическом процессе приходится сталкиваться в самых разных аспектах. Так мужество может необходимо, чтобы встретится с негативными событиями своего прошлого; чтобы признать свои ограничения; чтобы посмотреть на свои отношения, и проч. Но непреодолимой преградой иногда становится становление личностью, так много трудностей встает на пути человека. Путь этот начинается с признания себя самим собой. Преградой в этом признании становятся собственные стереотипы, собственные мифы, то, что Джордж Келли[1] назвал личностными конструктами. Чтобы признать и принять себя, человеку порой с болью приходится отказаться от любых готовых схем и мифов. Далее, на пути познания себя требуется мужество принять себя и мир, такими, какими они оказываются здесь и сейчас. Не просто дается и смирение перед ограничениями и условиями, в которых предстоит жить и проходить свой путь.

Иными словами, личностный путь человека требует мужества быть. Эта категория становится ключевой, если мы признаем и жизненную стратегию и психотерапевтический сценарий. Мужество быть – экзистенциальная позиция человека, который выбрал бытие, а не выживание, адаптацию, иждивение, солипсизм или нарциссизм. Мужество быть – это ценностная духовная позиция, которая открывает перед человеком неограниченный горизонт изменений.

Альтернативой такой позиции можно назвать приспособление, как экзистенциальную капитуляцию, когда во важнейших смыслах бытия человек избирает то, что ему навязывает социум, семья или он сам себе (мифы, стереотипы, установки). Это то, что Джонатан Раскин[2] назвал социальным конструктом (Социальный конструктивизм), наряду с личностным конструктом Келли. В этой альтернативе реализуется личностная осторожность и пассивность, тогда как мужество быть – это риск, поиск и новаторство и творчество.

Мужество быть – это преодоление, творчество, созидание, упорный труд. Приспособление или адаптация, кажется легкой, не требующей мужества, страданий. Но это иллюзия. Приспособление лишает экзистенциального исхода, т.е. прорыва в новое, неизведанное, в будущее.

Однажды, ко мне обратился мужчина, страдающий алкоголизмом. Он расскал, что три раза в своей жизни он совершил одну и тут же ошибку: ему предлагали повышение в должности, более интересную работу и повышение оклада, а он впадал в запой. Он признался, что страх новой ответственности пересиливал желание новой интересной работы. Алкоголический срыв защищал его (бессознательно, конечно) от необхоимости мобилизовать все свои силы на новую деятельность и новую ответственность. Предложение требовало мужества, а он избегал этого, прячась в зависимость.

Мужество быть – это путь в одиночество, так как это следование по пути собственного бытия – это следование в уникальном и неповторимом мире. Только в начале пути есть вожатый, руководитель, учитель, отец, но далее человек должен идти один, хотя он идет в Богу и Бог идет с ним. Мужество быть – есть мужество быть одному. Не в смысле изоляции, в смысле своей оригинальности и уникальности. Идущий впереди всегда одинок, он принимает на себя удар неизвестности, он прокладывает дорогу, он ищет путь. У него нет ведущего, он сам ведущий. Он один. У ведущего нет партнеров. Уникальность и самобытность обречена на чувства одиночества.

В работе с профессиональным выгоранием клиент однажды пожаловался на то, всякий раз, когда ему приходилось принимать трудные решения, он обижался на своих коллег, что они не разделяют с ним ответственность. «Понимаете, как только нам всем нужно было переходить на новый режим, решение приходилось принимать только мне! Никто не хотел помогать! Знаете как трудно брать всё на себя? Я безумно устал!» Его не трудно понять, очень тяжело ощущать себя без поддержки и помощи. Но это и есть моменты подлинного лидерства – идти вперед. Мужественно прокладывать путь себе и другим. Мужество быть.

Мужество быть это риск и, стало быть, смелость. Идти вперед и брать на себя ответственность за верность пути. Смелость дает силу, страх сковывает. В конце концов мужество это готовность рисковать совершить ошибки, встречать неудачи, оказываться неправым, совершать грех.

Бытие включает в себя жизнь и жизнь вечную, которая означает неисчерпаемое богатство душевных сил и духовный возможностей. Бытие – больше жизни, в нём есть и смерть, и возрождение. В этой перспективе каждое событие жизни приобретает иной смысл. Ведь то, что человек может выбрать сегодня, будет иметь последствия завтра (смысл первый), но будет иметь смысл и в будущем веке (смысл второй). За тенью жизни земной, может быть невиден смысл вечный. Но и о нём человек может думать, совершая свой выбор.

Женщина преклонных лет, вдова, рассказывала, что продолжая жизнь после смерти мужа, пересмотрела своё отношение к событиям совместной жизни. «И знаете, что я заметила? То, что я думала тогда, оказалось таким незначительным! Однажды мой муж потерял чужие деньги. Сумма была значительная. Было стыдно и страшно, как отдавать? Мы тогда лишились очень многого. Самым страшным было решение продать квартиру. Но муж настаивал, это было квартира его матери. Мы продали квартиру в Москве и жили на даче. Теперь, когда я вспоминаю это, я понимаю, что решение мужа было верным. И дело не долге, не в деньгах. Его решение повернуло всю нашу жизнь в другую сторону – мы стали семьей, куда более сплоченной, чем были. Но всё это видно после многих лет, прожитых без мужа. Его нет, а его решение имеет всё большую силу. Если бы не он, где бы мы были сейчас?»

Видеть сквозь десятилетия вперед, за пределы собственной жизни – это не просто мудрость. Это дерзновение смотреть на жизнь сквозь смерть. Мужество встречи со смертью и жизни после неё.

Мужество быть может иметь четыре события, четыре перехода, или четыре экзистенциальных исхода:

·       Мужество отказаться от возврата к безмятежности младенчества.

·       Мужество принять мир таким какой он есть, с готовностью страдать; принять всю неопределенность себя и мира, между Небом и землей.

·       Мужество принять себя перед лицом Бога и мира; отвечать за себя и утвердить себя в этом мире, заняв свое место. Принять вертикальность космоса, открытость себя высшему.

·       Мужество любить и быть растерзанным этим миром.

Первый исход человек принимает как сепарацию от родительского лона. Человек навсегда уходит из отношений «ребенок – родитель», т.е. отказывается от покровительства сильных, от защиты, от жалости. Это также означает, что человек отказывается от возврата к покою, безмятежности и комфорта. Человек навсегда отказывается от мотивации гомеостаза, и переходит гетеростазу, т.е. движется не к тому что приятно, комфортно, а к тому что дает высшее напряжение и смысл одновременно. И это мужество зрелости личности.

Второй исход – это вступление в мир, в котором есть много страданий, несправедливости, зла и гибели. Это не апология зла, а готовность жить среди этого мира. («Держи ум свой во аде, и не отчаивайся»). Мир наполнен судьбами, личностями, добром и злом, счастьем и ненавистью. Переходя в него, человек отказывается от своей «пещеры» (защиты, безопасность, границы), от свой «башни из слоновой кости»[3], ради открытости миру и готовностью быть в нём деятельностным участником. Это согласие на то, что личность оказывается на перекрестке дорог между Небом и Землею, между правдами и лжами, между добром и злом.

Третий экзистенциальный исход – благодарное принятие себя, как богоданный образ бытия. Переход на божественный престол («по образу и подобию»). Это место божье, над миром но в природе мира. Это место своё, и только своё. Это царское место, с царской ответственностью и царской властью. Как пишет Альфрид Ленгле, это мужество принять своё бытие

Четвертый исход есть любовь. Любовь, бегущая вперед[4] (не дожидающаяся приглашения, не отвечающая, но призывающая) и готовая на счастье и на страдания. Жертвенность и блаженство.

Каждая, из этих ступеней, требует напряжения всех духовных сил, самоотверженности и риска. Неудачи, ошибки и трагедии, принятые вследствии ответственности на себя, требуют много сил и духовной стойкости.

Путь психотерапии несколько иной, потому он начинается с коррекции деформированных структур личности и восполнения ресурсов. Этот путь тоже требует мужества – мужества исцеления.

Мужество первое – признание своей потребности, необходимости в исцелении. Признание своего искажения, признание неадекватности.

Например, мужчина с мужеством и печалью признает, что он инфантильная личность. Требуется не мало времени, чтобы процесс психотерапии подошел к неутешительному выводу. «Значит я инфантилен?» - спрашивает он. С грустью и печалью он замолкает и опускает голову. Некоторое время длится пауза. Затем голова поднимается. Он смотрит в окно, как бы вдаль. Мышцы на скулах перекатываются, тело напрягается. Мужчина трет кулаки, как будто готовится нанести удар. Неохотно и крайне медленно, против своей воли, он произносит по слогам: «Хорошо. Как мне из этого выбраться?» В этот короткий срок раздумья, мучительного раздумья, он смирился с тем, к чему пришел, и признал то, что очень не хотелось признавать.

Мужество признания, мужество несовершенства и неадекватности, это сила, которая противостоит острой фрустрации, стыду и чувству вины. Но мужество признать себя побеждает (хотя и не всегда) вину и стыд.

Однажды мужчина, осознав, что психотерапия не приносит ему облегчения, а, наоборот, подводит его к признанию своей деформации (речь шла о нарциссических явлениях), отказался продолжать терапию. «Я не готов сейчас ответить на все эти вопросы – сказал он – я, пожалуй перенесу на год или на два такое решение. До свиданья».

В работе с алкоголиками много времени уходит на сам факт признания алкоголизма, признания зависимости. Как известно, алкоголик считает себя в силах сказать зависимости «нет». Далеко не сразу он признает, что он этого не может. Признает, что он – алкоголик. Это очень больно. И стыдно и больно. Мужество помогает ему в этом.

Проявив мужество первое, мужество признания, личность открывает себе путь к изменениям. Но прежде чем они произойдут, предстоит избавится от призраков прошлого.

Мужество второе – «похороны» идеалов, мечтаний, стереотипов, привычек …  Не секрет, что человек живет идеалами. Он их впитывает с детства. Идеалы помогают адаптироваться в социуме (социальное конструирование) и наметить себе пути развития. Однако, большинство идеалов не выдерживают столкновения с реальностью. Динамика развития личности приводит к кризисам. Кризис выявляется то или иное несоответствие идеальных конструкций реальным потребностям. Тогда рождается необходимость отказа от идеалов и мифом. В некоторых случаях приходится говорить определённо и жестоко – похороны мифа, и прежде всего мифа о себе. Подлинная работа над собой – это работа с реальным Я, а не с мифом, который зарождался в детстве. Но чтобы похронить миф о себе требуется мужество и смелость!

Мужество третье – ответственность за себя. Отказ от ожидания «доброго дяди», волшебника, царя и бога, который всё исправит. Подлинная зрелость – это ответственность за себя. Она приходит постепенно. Но если с детства до взрослости ответственность за себя не выросла, значит этот процесс обнаружится на психотерапии. Но легко сказать, да трудно сделать![5]Отвечать за себя, за ВСЕГО себя также невозможно, как и обнять мир. Адекватная ответственность[6] приходит постепенно и с усилием, с некоторым постоянным усилием. Причем, есть немало сопротивлений этому процессу. Здесь мужество это сила и постоянство, выдержка и терпение.

Мужество четвертое – принятие себя таким, каким себя можно познать. Подлинное Я может не совпадать с тем, что открывается в ходе психотерапии. Подлинные качества, мотивы и поступки могут возбуждать стыд и чувство вины. Иногда психотерапия подводит личность к шоку от себя самого. Чтобы пережить это, чтобы пройти через это, чтобы разобраться в этом требуется.

Однажды, после нескольких месяцев психотерапии один мужчина признался, что приняв себя таким, каким он себя узнал в нашей работе, решился отказаться от дальнейших изменений. Он со смирением признал, что он совсем не похож на того идеального, какого он представлял себе прежде. Но он принимает себя сегодня, и не ждет от себя иного, более подлинного. Т.е. приняв себя мужчина согласился с собой реальным, отказавшись от дальнейших изменений. Этот случай заставляет признать нас две вещи. Первое, необходимо уважать отказ от терапии, от изменений личности, если человек принимает такое решение осознанно, принимая себя, а не конфликтуя с собой. И второе, смиренное принятие себя дает ему силу жить. Можно сказать мужество быть, быть собой. Как говорит Ленгле – «иметь право быть собой».

Мужество пятое – принятие мира, таким, какой он есть. Мир не плох и не хорош. Моральные оценки здесь не к чему. Мир сложнее и, в тоже время, проще устроен чем человек. Тем не менее человек очень зависим от мира. Развитие человека проходит вместе с миром, Человек живет, как утверждал Хайдеггер, как бытие-в-мире. Он все время открыть миру и не мыслим вне его. Но филогенетически, в процессе собственного развития человек не одинаково проходит через мир, неодинаково относится к миру. Человек может воспринимать мир враждебно, и наоборот – дружественно. Но меняется не мир, а человек. Вернее его субъективное отношение к миру. И оттого, как человек относится к миру зависит развитие его зрелости. Зрелость принимает мир и как открытое и как враждебное пространство, как открытие, и как обман (терния и волчцы произрастит она тебе; Быт 3:18), как яд. Зрелость с мужеством, выдержкой и терпением принимает мир таким, каким выпадает человеку с ним столкнуться и жить. И вновь мы приходим к тому же качеству – мужеству быть.

Мужество быть – это шаг навстречу неизвестному, великому и страшному, это выбор силы и знания, которых ещё нет, и о которых нельзя ничего знать; это дерзание и смелость. Быть – значит любить и страдать одновременно, и это требует мужества.

 


[1] Человек в рамках теории личных конструктов — учёный, исследующий окружающий мир и самого себя. Наблюдая поведение окружающих людей, стремясь понять и спрогнозировать это поведение, человек строит свою индивидуальную систему личностных конструктов. Конструкт — основное понятие теории Джорджа Келли — это основное средство классификации объектов окружающего мира. - Келли Дж. Психология личности. Теория личных конструктов. СПб., Речь, 2000. ; Kelly, G. A. The psychology of personal constructs: Vol. 1. A theory of personality. London: Routledge.,1991.,

 

[2] Raskin, J. D. (2006). Constructivist theories. In J. C. Thomas & D. L. Segal (Eds.), Comprehensive handbook of personality and psychopathology. Vol. 1: Personality and everyday functioning (pp. 212—229). New York, NY: John Wiley.

[3] В эпоху романтизма метафора побега в мир творчества от проблем современности, самоизоляцию, замыкание в духовных исканиях, «оторванных» от «прозы жизни».

[4] Притча о Блудном сыне. Лк 15. Эту притчу лучше было бы назвать о «отцовской любви».

[5] Народная пословица. Есть и другие варианты: Легко сказать, да нелегко орла поймать. 

Легче сказать, чем сделать

[6] Т.Е. ответственность за то, что возможно контролировать и изменить; ответственность за СВОИ чувства, мысли, желания, поступки и слова.


© 2010 Институт христианской психологии
Разработка сайта - «Арефа»