В. Н. Лосский. Боговидение

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Gabriel Vasquez, Bellomontanus theologus, S.J. Commentaria ac disputationes in primam partem S, Thomae, t.1. Antverpiae, 1621.

[2] P.195-200: Disputatio XXXVII: An visio Dei sicuti est, intellectui create possit a Deo communicari.

[3] De Deo 1. II, с.VII, п.15-19, Мауеncе, 1607.

[4] Didace (= Diego) Ruiz. De scientia Dei, disput. VI, sect.VII. Paris, 1629

[5] De theologicis dogmatibus. De Deo Deique proprietatibus. L.VII, cap.VII: Deum in futura vita clare, et secundum essentiam videri primum ex antiquorum Patrum auctoritate colligitur, tarn graecoram quam latinorum; turn ex Scriptoris Graeci et Armeni contra sentientes refutati, et eorum firmamenta discussa. Ed. Bar-le-duc 1864, t.I, p.571-576.

[6] Ср.Иов.3:5; 36:29; 37:16.

[7] Ср.Пс.35:6; 56:11; 107:5; Ис.14:14; Иов.20:6; Сир.35:20-21.

[8] Ср.Числ.12:5; Пс.98:7, 103:3; Ис.19:1; 34 1 3; Втор.33:26; Исх.16:10; 19:9; Лев.16:2; Иов.22:11; Дан.7:13; 2Мак.2:8 и др.

[9] Ср.Исх.13:21; 14:19; Втор.31:15. Неем.9:12. Прем.19:7.

[10] Ср. Исх.19:9-25; 24:9-18; 33:11-23; 34:4-8, Втор.5:4.

[11] Пс.4:7; 30:17; 66:2; 79:4,20; 89:8.

[12] PG6, col.1024-1036.

[13] Против ересей, IV,20,4. PG.7, col.1034.

[14] Там. же, IV,6,3-6, col.988.

[15] Там же, V,16,2, col.1167-1168.

[16] Там же, V,6,1, col.1137-1138.

[17] Там же, V,9,1, col.1144.

[18] Там же, V,8,1, col.1141.

[19] Против ересей, IV,20,5, col.1035.

[20] Там же.

[21] Там же, IV,20,5, col.1035-1036.

[22] Там же, IV,20,7, col.1037.

[23] В его "Доказательстве апостольской проповеди", армянский текст. "Patrologia orientalis", t.12, p.771, §31.

[24] Против ересей, IV,20,7, col.1037.

[25] Там же, IV,20,10, col.1038.

[26] Против ересей, IV,20,9, соl.1038.

[27] Там же, IV,20,2, col.1033.

[28] Там же, V, введение, col.1035.

[29] Там же, ГУ,2,5, col.1035.

[30] Там же, II,28,2-3, col.805.

[31] Там же, V,32, col.1210.

[32] Там же, V,35,1, col.1218.

[33] Там же, V,36,1, col.1222.

[34] Там же, V,36,2, col.1223.

[35] Festugiere L'enfant d'Agrigente Pans, 1941, p.131-146.

[36] Там же, с.38.

[37] Там же, с.38.

[38] Там же, с.139.

[39] Строматы, V,11. PG9, coll.101-108.

[40] Педагог, I,8, PG 8, col.336.

[41] Строматы, II,2. PG 8, coll. 936-937.

[42] Там же, V,12. PG9, col.116.

[43] Там же, V,12. PG9, col.116.

[44] Там же, V,II. PG9, col.112.

[45] Там же, V,II. PG9, col.112.

[46] Там же, V,11. PG9, col.112.

[47] Там же, V,12. PG9, col.116.

[48] Там же, V,12. PG9, col.109.

[49] Там же, V,13, coll.124-125.

[50] Там же, II,22. PG8, col.1080.

[51] Там же, II,10. PG8. col.984.

[52] Там же, IV,22. PG8, col.1345.

[53] Там же, VII,10. PG9, coll.480-481.

[54] Там же, VII,11. PG9, col.496.

[55] Там же, V,1.PG9, col.17.

[56] Педагог, I,6. PG , col.293.

[57] Строматы, VI,8. PG9, coll.289-292.

[58] Строматы, VI,3. PG9, coll.289-292.

[59] Строматы, VI,3. PG9, coll.289-292.

[60] Там же, IV,22. PG8, coll.1345-1348.

[61] Corpus Hermeticum, collection Bude,I, Traite X, p.112s.

[62] Там же, Traite XII, 173s.

[63] Строматы VI,4. PG9, col.253.

[64] На Лев., XIII,3. PG12, col.547.

[65] На Ин.1:7,43. PG14, coll.36-37.

[66] Фрагменты толк, на Ин., №80, CGS,10,547.

[67] На Пс.CXXXIII. PG12, col.1652.

[68] На Пс.CXVII, PG11, col.1581.

[69] О началах, III,6,I. PG11, col.333.

[70] Там же, III.6,3, col.356.

[71] Там же, I,3,8, col.155.

[72] Беседа на Бытие, §2. Sources chretiennes,7, p.65.

[73]О началах, II,6, 3. PG11, col.11.

[74] Там же, II,8,3. PG11, coll.222-223.

[75] Там же, IV,36. PG11, coll.411-412.

[76] Там же, II,6,3. PG11, col.211.

[77] Толк. на Ин.10:41.

[78] Беседа VII на Лев.2.

[79] О началах, I,1,8. PG11; col.129 С.

[80] Против Цельса. PG11, col.749 АВ.

[81] См. Rahner. Le debut d'une doctrine des cinq sens spirituals chez Origene. RAM. 1932. p. 113-145.

[82] О началах, I,1,9. PG11, coll.129-130.

[83]Там же, 8, coll.128-129.

[84] Там же, I,1,5. PG11, col.124.

[85] Против Цельса, VI,20. PG11, coll.1320-1321.

[86] На Иоан., XXXII, 17. PG14, col.817 А.

[87] О началах, III, 6,3. PG11, coll.335-336; на Ин.I,16. PG14,coll.49-52.

[88] На Ин., I,16. PG14, coll.49-52.

[89] Lieske. Theologie der Logosmystik bei Origenes, Munster, 1938.

[90] На Ин., II,2. PG14, col.109.

[91] Там же, 19,I, col.536С.

[92] О началах, I,1.6. PG11, coll.124-126.

[93] Там же, 2, U, coll.240-248.

[94] Жизнь Плотина, изданная в виде предисловия к Эннеадам Собра-Бюде, I, с.15-16.

[95] Там же, с.26-27.

[96] Против язычников, §2. PG25, coll.5C-8В.

[97] О воплощении, 4. PG25, col.104C.

[98] Там же, 43. PG25, col.172B.

[99] О воплощении против ариан, 8. PG26, col.991C.

[100] Письмо к епископам Египта и Ливии, I. PG25, col.540 А.

[101] De Trinitate, I,16. PG39, col.332С.

[102] In Io., PG39, col.1645С.

[103] De Trin., IV,4, col.484А.

[104] De Trin., I, 36, col.440A; II,4, col.481A.

[105] Lettre 234. PG32, col.869.

[106] I, 6. PG29, col.521-524; II, 4, col.577-580; II,32, col.648.

[107] Apologje. PG30, col.859.

[108] Hom, quod est Deus, 6. PG31, col.344В.

[109] Contra Eun., III,5. PG29, col.665BC.

[110] De Spiritu Sancto, IX,23. PG32, col.109.

[111] Поэмы о самом себе, 11. PG37. col.1165-1167.

[112] Or. XXI, 9. PG35, col.945C.

[113] Or. XXVIII (О богословии 2-е). PG36, col.48-49.

[114] Ibid., col.29АВ.

[115] In Theophan. or. XXXVIII, 8. PG36, col.320BC.

[116] Or. XXXII, 16. PG36, col.193.

[117] Or. XXIII, 11. PG35, col.1164.

[118] Or. XXIII, 4. PG36, col.32

[119] In sanctum baptisma, Or. 40,41. PG36, col.417.

[120] In Cant. Cant. XII. PG44, col.1028.

[121] Слово 6-е о блаженствах. PG44, col.1269.

[122] Ibid., col.1272ВС.

[123] Слово 6-е о блаженствах. PG44, col.893.

[124] Danielou. Platonisme et theologie mystique. Paris, 1944.

[125] Слова огласительные, VI,2 и VII,11 - PG33, col.540 et 617

[126] LXX, 7 et 8 PG42, coll.349-353

[127] О непостижимом существе Божием / Против аномеев, V,4. PG48, col.740.

[128] Беседа на Иоанна 15-я,1. PG59, col.98.

[129] О непостижимом, III,3. PG48, col.722.

[130] Там же, I, 6,. col 707.

[131] Беседа на Иоанна 15-я,1. PG59, col.98.

[132] Беседа на Иоанна 15-я,2. PG59, col.100.

[133] К Феодору падшему вещание 1-е, 11. PG61, col.292.

[134] Толкование на Послание к галатам, I,15. PG66, col.928 ВС.

[135] PG83, col.45.

[136] Там же, col.49.

[137] Там же, col.52.

[138] Там же.

[139] Там же, col.48.

[140] Толкование на 1 Коринф. ХШ.PG82, coll.336-337.

[141] Толкование на Послание к ефесянам, 2. PG82, col.521.

[142] Thesaurus de Trinitate, 5. PG75, col.65-68.

[143] Там же, col.189В.

[144] Толкование на Иоанна. PG74, col.541.

[145] Thesaurus... 34, op.cit., col.598.

[146] Толкование на Иоанна, op.cit., col.545A.

[147] Там же, col. 284-285.

[148] Глафира на Исход, II. PG69, col.432А.

[149] Толкование на Иоанна, VI,54. PG73, col.577 В-578 А.

[150] На Малахию, IV,2-3. PG72, col.360АС

[151] Толкование на Иоанна, XVI,25. PG73, col.464.

[152] Там же.

[153] Tixeront, Histoire des dogmes, t.III, p.4.

[154] Сотница ГУ, 50. Ed.W.Frankenberg, p.293.

[155] Сотница I,86. Frankenberg, p.123.

[156] Cap. practica, 2 et 3, PG40, col.1221.

[157] Слово о молитве, 60. Trad.I.Hausherr, RAM. №57, p.90.

[158] Там же, 55-57. Hausherr, p.86.

[159] Сотница VII, 26. Frankenberg, p.481.

[160] Слово о молитве, 52. Hausherr, p.84.

[161] Там же, 35, р.70.

[162] Там же, 340, р.70.

[163] Сотница III, 28. Frankenberg, p.207.

[164] Сотница V,79. Там же, р.355.

[165] Сотница VII, там же, р.425.

[166] Слово о молитве, 150. Hausherr, RAM, № 58, p.166.

[167] Сотница VI,56.

[168] Antirrhetikos, 475.

[169] Сотница III,6. Там же, р.193.

[170] Сотница III,88. Там же, р.257.

[171] Cap. practica, 59. PC40, col.1236.

[172] Сотница V,63.

[173] Письмо к Мелании, фрагмент 619.

[174] Сотница I,35. Frankenberg, p.79.

[175] Сотница II,11. Frankenberg, p.140.

[176] Письмо 29. Frankenberg, p.587.

[177] Слово о молитве, 114. PG79, col.1192.

[178] Слово о молитве, 72-3. Hausherr, p.120s.

[179] Беседа 40,1. PG34, col.761.

[180] Беседа 7,5-6. Там же, col.527.

[181] О свободе ума, 22. PG 4, col.956.

[182] Слово о любви, 28. PG34, col.932.

[183] Беседа 5,8. PC34, col.513 В.

[184] Беседа 1,2. PG34, coll. 449-452.

[185] Беседа 2,5, coll.465-468.

[186] Беседа 5,4, col.497.

[187] Беседа 4,12, col.481.

[188] Беседа 34,1, col.724.

[189] Беседа 12,6 и 7, coll.560-561.

[190] Беседа 49,4, col.816.

[191] Беседа 17,4, col.625.

[192] Беседа 34,2, col.745.

[193] Слово аскетическое, 1. Dialoque de Photice, OEuvres spirituelles. Sources chretiennes 5 bis, p.85.

[194] Там же, 91, р.153.

[195] Там же, 90, р.152.

[196] Там же, 60, р.120.

[197] Там же, 94, р.155.

[198] Там же, 89, р.149

[199] Там же, 40, р.108.

[200] Там же, 36, р.105.

[201] Видение, 12, р.172.

[202] Там же, 14-15, р.173.

[203] Там же, 21, р.175.

[204] Слово аскетическое, 59, р.119.

[205] Cesias Pera. Denys le Mystique et la Qeomaci ?. - "Revue des Sciences phitosophiques et theologiques", 1936, p.62.

[206] H. Ch. Puech. La tenebre mustique chez Je Pseudo- Denys I'Areopagite et dans la tradition patristique. - "Etudes carmelitaines", 1938, p.33-53.

[207] "О божественных именах", VII, 1. - PG3, col. 868 A. Прим. перев.: В.Н.Лосский использовал здесь как оригинальные святоотеческие тексты на греческом языке, так и их переводы на французский. Для сохранения авторского контекста статьи все цитаты из св. Отцов даются нами в обратном переводе с французского. Современные, более точные переводы греческих текстов см.: Дионисий Ареопагит. О божественных именах. О мистическом богословии. СПб., "Глаголъ", 1994 [перевод Г.М.Прохорова]; Творения преп. Максима Исповедника. Книга I. Москва, "Мартис", 1993 [перевод А.И.Сидорова - в частности, "Сотницы (главы) о любви" и "Сотницы гностические" ("Главы о богословии и Домостроительстве Воплощения Сына Божия").

[208] "О мистическом богословии", I, 3. - PG3, col.1001.

[209] "О божественных именах", I, I, col. 588.

[211] Как говорит Плотин, "Единое держит Само Себя" и есть "тождественное Сущее", "Благо, Которое Само Себя творит", "трансцендентное Себя Самого". - Прим. перев.

[212] "О божественных именах", XII, 3, col. 981 А. "Там же, II, 5, col. 641.

[213] Там же, II, 11, col. 649 D (автором здесь неточно указана col. 652. - Прим. перев.)

[214] Там же, col. 649.

[215] Там же, II, 4, col. 641; II, 5, col. 644.

[216] Псевдо-Дионисий Ареопагит. Письмо HI. PG 3, col. 1069 В.

[217] "О божественных именах", I, 4, col. 592.

[218] "Сотницы гностические" ("Главы о богословии и о Домостроительстве Воплощения Сына Божия"), I, 66. PG90, col. 1108 АВ.

[219] Св Максим Исповедник "Амбигва" ("О различных трудных местах у святых Дионисия и Григория"), PG91, col. 1392.

[220] Здесь - как теория совершенствования; по Аристотелю, знания и науки, направленные на совершенствование человеческой личности: "политика", "этика" и др. (не смешивать с praxiV - делание, действие). - Прим. перев.

[221] М. Viller. Aux sources de la spirituahte de S. Maxime. Les oeuvres d'Evagre le Pontique. - "Revue d'Ascetique et Mystique", 1930, L 11, p.153-184, 239-268, 331-336.

[222] "Сотницы (главы) о любви", III, 99. - [по изданию: Maxime le Confesseur. Centuries sur la charite. Introduction et traduction de J. Pegon. - "Sources chretiennes", 9. Paris, 1845, p.151].

[223] Там же, II, 26, p. 101.

[224] Там же, II, 27, p.101-102.

[225] Там же, IV, 7, p.153.

[226] Там же, I, 96, р.91.

[227] Там же, I, 97, р.91.

[228] Там же, I, 100, р.91-92.

[229] Там же, III, 24, р.130.

[230] Там же, III, 25.

[231] Там же, III, 46, р.137.

[232] J. Pegon. Указ.соч., р.55.

[233] Там же, col.1364А.

[234] Там же, col.1308В.

[235] Там же, col.1273С.

[236] Там же, col.1088С.

[237] Св. Максим Исповедник, Толкования (схолии) к книге "О божественных именах", IV, 3. PG4, col.55.

[238] Там же, I,4, col.197.

[239] Там же.

[240] Это последний раздел курса, прочитанного Вл. Лосским в 1945/46 учебном году в Ecole des Hautes Etudes под общим заглавием "Видение Бога". Вошло в виде предпоследней, VIII главы (под названием Saint Jean Damascene et la spiritualite byzantine) в книгу Vision de Dieu. Neuchatel, 1962, pp.113-125. - Прим. перев.

[241] Гл. 8: PG, t.89, col.132.

[242] Antirrhetica, III: PG, t.99, col.405B.

[243] Гл. IV: PG, t.94, col.800.

[244] Ibid., гл. XVIII: PC, t.94, col.1188BC.

[245] PG, t.96, coll.564-565.

[246] Ibid., col.564.

[247] Ibidem.

[248] Ibid., col.565.

[249] Точное изложение правосл. веры, ГУ, 27: PG, t.94, col.1228.

[250] Ed. Wensinck, H, р. 8-9.

[251]В серии "Sources chretiennes" (№ 51) изданы в 1957г. "Главы богословские, гностические и практические", и готовится к изданию, при участии Преосвященного Василия Кривошеина, Катихизис преп. Симеона.

[252] Смирнское издание 1886 г., II, 1,1.

[253] Там же.

[254] Слово 25: изд. Афонского Пантелеимонова монастыря, I, с.228.

[255] Слово 90, там же, II, cc.487-488. Франц.пер. в Vie spirituelle, №28 (1931), pp.76-77.

[256] Введение к гимнам о Божественной любви: PC, t.120, col.509.

[257] Слово 90. Цит. изд. афонск. монастыря, вып.II, cc.488-489.

[258] Слово 45. Там же, I, cc.414-416.

[259] Слово 57, 4. Там же, II, cc.47-48.

[260] Слово 79, 2 Там же, II, cc.318-319 3

[261] Слово 79, 2. Там же, II, cc.318-319.

[262] Слово 57, 2. Там же, II, с.37.

[263] Слово 27, франц. пер. в Vie spirituelle, №27(1931), p.309.

[264] Слово 52, 1: изд. Афонского монастыря, вып.I, с.479.

[265] Заключительная, IX глава из книги Vision de Dieu Neuchatel, 1962, с.127-140. Большинство цитат из творений св. Григория Паламы даны здесь по переводу о. Василия Кривошеина в его статье "Аскетическое и богословское учение св. Григория Паламы". - Seminariwn Kondakovianum, VIII, Прага, 1936, с.99-154.

[266] "Открытие" и более правильная оценка св. Григория Паламы теперь осуществляется благодаря трудам о. Иоанна Мейендорфа: Introduction a l'etude de Palamas, Paris, 1959, и критического издания Григория Паламы с введением, французским переводом и примечаниями: Defense des saints hesychastes, Louvain, 1959, 2vol. - Прим. перев.

[267] Феофан: PG, t.150, col.932D.

[268] Главы физические и богословские, 68-69: ibidem, col.1169.

[269] Феофан: ibidem, col.941С.

[270] Ibidem, col.937D.

[271] Главы физические и богословские, 128 и 149: ibidem, coll.1212А и 1221С

[272] Ibidem, 121, col.1205.

[273] Феофан: ibidem, col.917 А.

[274] Феофан: ibidem, col.929 ВС.

[275] PG, t.149, col.377.

[276] Ibidem, col.384.

[277] Ibidem, col.323.

[278] Ibidem, col.393.

[279] Против Акиндина: PG, t.150, col.823.

[280] Слово 35: PG, t.151, col.448В.

[281] Главы физические и богословские, 67: PG, t.150, col.1169А.

[282] Слово 35: PG, t.151, col.433В.

[283] Против Акиндина: PG, t.150, col.818.

[284] Ibidem, col.826.

[285] PG, t.150, col.1233D.

[286] Агиоритический Томос: PG, t.150, col.1233BD.

[287] Слово на Введение во храм Пресвятой Богородицы, ed Sophocles, pp.176-177.

[288] Слово 35: PG, t.151, col.448.

[289] PG, t.150, col.1225-1227.

 


© 2010 Институт христианской психологии
Разработка сайта - «Арефа»